Серьезный форум для серьезных людей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Серьезный форум для серьезных людей » Оружие » Легендарное оружие


Легендарное оружие

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Сказка ложь, да в ней намек...» (русск. пословица)

У всех на слуху известное и довольно затасканное выражение - "легендарные мечи". Однако мало кто знает, что общего у сказочного оружия с его реальным прототипом, поэтому из наполненных мистическими чудесами легенд я попробую выделить "сухой остаток", оставив боевые свойства в чистом виде - так сказать, "вкус еды, а не масла".

Так случилось, что мне пришлось довольно долго работать с людьми, испытывающими нездоровый, граничащий с поклонением интерес к Востоку - Китаю и Японии. Превознося оружейное мастерство этих стран, они не знали собственной европейской истории, ее оружейных корней и достижений. Впрочем, и историю оружия Востока они тоже не знали как должно, иначе бы малость подостыли. Во времена походов Александра Македонского воины грозного императора Цинь Шихуанди храбро сражались даже не железными, а бронзовыми мечами, потому что при всех своих достоинствах китайские оружейники овладели искусством изготовления клинковой стали почти на тысячу лет позже кузнецов закавказского племени халибов.
Говорят, что самая лучшая клинковая сталь - это древний индийский булат. Согласно легендам, умению изготавливать необычайной крепости сталь индусы научились у какого-то спустившегося с гор племени кузнецов, обосновавшегося в Пенджабе - самом древнем княжестве Индии. Достоверно не известно, когда это произошло, но неоспоримо то, что достоинства индийского стального оружия смог оценить Александр Македонский, когда в 4-м веке до Р.Х. вторгся в северо-западную часть Индии.

В битве с войсками царя Пора македонцы победили и взяли в плен самого царя. Он сражался как храбрый воин и остался жив лишь благодаря своему стальному панцирю, который мечи и копья воинов Александра не смогли пробить. До наших дней дошли сведения, что властитель одного из индийских княжеств (кажется, Пенджаба) подарил Александру 2,5 тонны стали в слитках - по тем временам подарок, достойный царя. Аристотель, учитель Александра Македонского, называл индийскую сталь "феррум кандидум" - "белое железо".
За давностью лет письменных свидетельств о реальных качествах древнего оружия осталось очень мало, всего несколько коротких сообщений. Так, Филон Византиец в 3-м веке написал о привозимых из Испании мечах, что если хотели испытать их на гибкость, то клали клинок на голову, подтягивали концы к плечам, а затем отпускали. Клинки кельтиберов оставались прямыми, сколько бы раз не повторяли это испытание.
Более-менее подробно о свойствах мечей, изготовленных настоящими мастерами своего дела, говорится в датируемом началом 6-го века письме короля остготов Теодориха Великого. В этом письме он выражал признательность вождю германского племени вандалов Тразамунду за присланные в подарок мечи. Теодорих пишет: "Ваши мечи разрубают даже брони и более дорогие качеством железа, чем ценностью золота. Их полированная поверхность блестит так, что ясно отражает черты смотрящего, а лезвия выточены так равномерно остро, что можно подумать, будто они вышли из плавки, а не выкованы из отдельных полос.

В их выточенных прекрасными долами серединах видишь мельчайшее переплетение червячков столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками. Ваш шлифовальный камень его так тщательно очистил, ваш изумительный песок так искусно отполировал, что обратил блестящее железо в своего рода зеркало для мужей. Мечи, которые по своей красоте могли выйти только из мастерской Вулкана, с таким изяществом выработаны, что исполненное рукой кажется не изделием смертных людей, а божественным произведением." Можно указать, что вандалы, владельцы этих снискавших столь возвышенную похвалу мечей, "прославились" диким погромом захваченного ими Рима, когда крушили все, что не могли унести с собой. Позднее со своей родины в Прибалтике они переправились в Северную Африку, в район Карфагена, где и основали свое королевство.
Несколько других германских племен, переселившихся в Британию, были сначала так же удачливы и основали свое королевство в Кенте. До конца пятого века продолжалось массовое переселение германцев на остров, сопровождаемое непрекращающейся борьбой с кельтскими племенами бриттов. Описывая эту борьбу, летописцы указывали, что "...бритты бежали от англов, как от огня". Действительно, германцы были не только свирепы, но и неплохо вооружены.

Легенда о Беовульфе

О германских мечах англосаксонского периода, схожих с мечами вандалов, неплохо поведано в эпической поэме "Сказание о Беовульфе", записанной в 8-м веке, но рассказывающей о более ранних событиях. Сюжет ее не притязает на реальность, но вполне романтичен. Беовульф, чье имя означает "пчелиный волк", т.е. медведь, был племянником короля геатов - одного из скандинавских племен, которое обитало на южном побережье современной Швеции. Он узнал, что на королевский дворец данов (датчан) уже многие годы нападает человекообразное чудовище Грендель и пожирает по ночам лучших из воинов. Беовульф отправляется к данам и в жестоком поединке побеждает чудовище, оторвав у него правую руку. Смертельно искалеченный Грендель скрывается, все радуются и славят героя, но уже на следующую ночь появляется мстительная мать Гренделя и убивает еще одного воина. Наутро Беовульф разыскивает по кровавому следу логово Гренделя, находящееся в пещере на дне населенного чудовищами озера. В озеро бесстрашный победитель Гренделя нырнул один и там, в подводном дворце, он вступил в поединок с великаншей. Победив и ее, он со славой возвращается на поверхность, предъявив в доказательство подвига голову Гренделя, уже умершего от раны. В поэме много интересного, но всего не перескажешь и остановимся на мечах. Для поединка с чудовищами даны вручили Беовульфу проверенное оружие:

"...меч с рукоятью, старинный Хрунтинг,
лучший из славных клинков наследных.
Были на лезвии, в крови закаленном,
зельем вытравлены узорные змеи".

Поэтический перевод на русский язык довольно точен, поскольку этот датский меч имел узор с названием "warm-fa", т.е. примерно такой же, как "переплетения червячков разнородных оттенков" в мечах вандалов. В современной немецкой литературе такой тип узора так и называется "пестро-червячным" -wurmbundt. Разнообразные оттенки деталей узора получаются из-за использования при изготовлении меча нескольких сортов металла. В ливонских сагах прямо пишут, что меч Колеве-Пега, героя одного из сказаний, был откован из семи сортов железа и стали. На Руси подобные мечи называли "харалужными", но это уже совсем другая история. Примечательно, что в эпических описаниях мечей особо выделяется их происхождение, былая принадлежность славным воинам. Хранимая в памяти людей родословная оружия свидетельствует о изначально присущих ему выдающихся качествах, о надежности и испытанности во многих битвах. Мечи в те времена носили собственные имена и передавались по наследству из поколения в поколение. Само собой разумелось, что его нынешний владелец обладает им лишь временно -были владельцы до него, будут и после. Так и Беовульф перед поединком просит данов в случае его гибели вернуть на родину его меч и кольчугу, чтобы они были вручены достойному воину так же, как когда-то они достались ему самому. В наше время это обязывающее наследие героизма прочувствовал и выразил Владимир Высоцкий:

"...Поспеши же ладони у павших разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою ты постиг, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал."

Легенда о Виланде

Люди помнили не только прежних знаменитых владельцев оружия, но хранили и имя мастера- оружейника. Так, в сказании без особых пояснений, как о чем-то
общеизвестном пишется, что наследственная кольчуга Беовульфа была изготовлена Виландом - мол, каждый знает, кто он такой. Действительно, он был самым прославленным оружейником древней Европы. Неизвестно, кто на самом деле послужил прообразом Виланда, но в самом древнем исландском сборнике преданий записано, что Виланд был сыном короля финнов. Его судьба описывается в нескольких сказаниях и с некоторыми отличиями. По одной версии, одиноко жившего в глуши чудо-мастера Виланда захватили в плен слуги шведского короля, из другой следует, что после долгих скитаний он сам пришел к его двору. Как бы то ни было, но Виланд оказался во власти сурового скандинавского короля.

Однажды Виланд нечаянно уронил в море взятый им на время нож короля и, испугавшись наказания за потерю ценной вещи, побежал в кузницу и быстренько сделал неотличимую копию потерянного ножа. Король сначала не заметил подмены, но во время пира, когда он стал отрезать этим ножом кусок мяса от кабаньей туши, нож легко рассек всю тушу и глубоко воткнулся в стол. Онемевший сначала от изумления, сообразительный король заявил, что это не его нож и потребовал от Виланда ответа. Тому пришлось рассказать, как было дело. Придворный оружейник позавидовал мастерству Виланда и вызвал его на соревнование. С некоторой долей коварства Виланд вызвался отковать меч, а сопернику предложил изготовить защитный доспех. Несколько недель ковал Виланд свой меч и, когда он был готов, решил испытать его. Здесь в разных вариантах легенды описаны разные испытания. По одному варианту, меч разрубил мешок, набитый шерстью и камень, величиной с быка, а по другому - меч воткнули в ручей и пустили по течению гусиное перышко. Когда течение прижало перышко к лезвию меча, оно тут же рассеклось надвое. Однако мастер решил, что может сделать меч еще лучше и сказал сам себе: "Если могу сделать лучше, зачем делать плохо?". Сказано-сделано, и Виланд порубил свой меч на мелкие кусочки, которые затем дал проглотить гусям. Собрав помет этих гусей и отделив от него обработанные гусиным жедудочным соком стальные опилки, Виланд сварил их в монолит и уже из этого "порошкового булата" изготовил меч. /Кажущаяся несколько странной "гусиная" обработка имеет на самом деле весьма реальное практическое значение. Как показали новейшие исследования, поверхность стали в гусиных желудках насыщается азотом, что повышает ее твердость даже больше, чем традиционная цементация. Виланд на этот раз решил, что такой меч, которому он дал имя Миммунг, слишком хорош для короля. За три дня он отковал другой меч, попроще, но внешне неотличимый от Миммунга, который и решил после состязания отдать королю. На состязании он положил Миммунг на голову облаченного в шлем и панцирь противника и, слегка надавив, разрезал его пополам. Жадный король по наущению супруги не захотел отпускать победителя и приказал подрезать ему подколенные сухожилия, чтобы Виланд не бродил по свету, а работал на своего хозяина. Выбрав момент и крайне жестоко отомстив королю (убив двух его сыновей и изнасиловав дочь), Виланд все равно убежал, унеся с собой меч. Но приносящее смерть совершенное оружие губительно действует на несовершенных людей, обладающих им. Во всяком случае, оно не приносит им счастья. И Роланд, и Зигфрид, и Сигурд, и Иван-царевич - все они владели чудо-мечами, которые не спасли их от гибели. Так и сын Виланда, Виттих, не желая, чтобы прославленное творение отца попало в руки преследующих его врагов, прыгнул вместе с Миммунгом с высокого утеса в бушующее море.

Легенда о Масамуне

О знаменитых мастерах времен более поздних довольно подробно говорится в японских летописях. Во времена Беовульфа японцы только еще начинали учиться у китайских и корейских мастеров умению ковать железные мечи, а каким был уровень их оружейного искусства, когда Виланд ковал свой острейший Миммунг, и вовсе неизвестно. Зато этому народу свойственно бережно хранить традиции и сегодня они помнят имена тридцати двух тысяч (!) своих оружейников прошлого.

Среди них одними из лучших по мастерству считаются два кузнеца - Масамуне и Мурамаса. Однажды Мурамаса, гордясь остротой изготовленного им меча, вызвал на состязание своего старшего современника Масамуне. Мурамаса воткнул меч в быстрый ручей и плывущие по течению опавшие листья, натолкнувшись на лезвие, рассекались надвое. (Не правда ли, знакомый сюжет?) Масамуне, сказав, что меч не должен быть таким хищным, также воткнул свой меч в дно ручья, но несомые течением листья не наталкивались на клинок, а огибали его. Очень сомнительно, что это состязание состоялось на самом деле, поскольку в год смерти одного мастера другому едва исполнилось семнадцать лет.

Однако мечи Сензо Мурамасы, родившегося в 1341 году и, "по некоторым данным", все же успевшего поучиться у Масамуне, действительно считались жадными до крови и приносящими несчастье. Кроме того, они особенно "невзлюбили" правящее семейство Токугавы, члены которого то ранились мечами мастера, а то и вовсе совершали харакири. Сам Токугава Иэясу дважды поранился его мечами, и дошло до того, что однажды он сразу же порезался при осмотре меча, качество которого ему похвалили. "Ну, - сказал Токугава, - не иначе, как это меч Мурамасы!" Так и оказалось, что клинок меча ковал этот умелый мастер со скверным характером. В результате таких безобразий творения Мурамасы были официально запрещены и подлежали уничтожению. Впрочем, несмотря на запрет, до сего дня сохранилось около 40 подлинных клинков Мурамасы. Можно добавить, что в давние времена "неблагородные" клинки Мурамасы ценились не очень высоко и стоили примерно в 20 раз дешевле, чем клинки лучших учеников Масамуне. Кстати, об учениках. Кстати, об учениках обласканный ценителями оружия Окадзаки Горо Ниудо Масамуне (1265-1358) начал учиться кузнечному ремеслу с семнадцати лет.

Он учился делу у многих известных мастеров, осмыслил их опыт и в итоге достиг такой степени искусства, что его имя часто употребляют в сочетании со словом "великий". В энциклопедии оружия Джорджа Камерона Стоуна, изданной в Нью-Йорке в 1961 году, о Масамуне сообщается, что однажды его приемный сын Самонджи помогал учителю в кузнице и во время закалки мастером своего меча сунул руку в воду, чтобы узнать ее температуру. Результат печален - за посягательство на его секрет закалки Масамуне немедленно отрубил эту руку. От этого, или по другим причинам, но Самонджи вскоре умер. Впрочем, по версии А. Баженова - автора недавно изданной книги "История японского меча", руки лишился другой ученик Масамуне - Садамуне. Возникает мысль - если "мирный" Масамуне был так крут, то каков же был "вредный" Мурамаса? Дело давнее, свидетелей в живых не осталось, а сведениям из переводных книг доверять можно, но осторожно. Из истории японского оружия более-менее достоверно известно, что Самонджи (Саемон Сабуро Ясуйоши), был одним из десяти лучших учеников Масамуне. Со временем он стал известным мастером, основателем собственной школы и его даже именовали 0-Са, т.е. "великий Са". Да и Садамуне стал "немалым" мастером, по рейтингу и стоимости клинков (несколько килограммов золотых монет) обойдя и Мурамасу и Самонджи, что для однорукого кузнеца многовато. На мой взгляд, не в меру любопытный ученик сурового мастера был действительно наказан, но не искалечиванием через отрубание руки тупой заготовкой клинка, а отрезанием фаланги пальца в соответствии с давней японской традицией. Так сказать, зарубка на память.

Легенда о легендарной остроте

Все ухищрения оружейников, будь то режимы закалки или состав стали, в конечном счете направлены на достижение максимальных боевых свойств. Другое дело, что свойства эти у различных видов оружия также различны. Для топора одни, для тонкой шпаги - другие. Естественно, требования к оружию были весьма высоки. В своем малоизвестном романе "Талисман" Вальтер Скотт описал состязание короля Ричарда Львиное Сердце и султана Саладина. Султан булатным клинком рассек шелковую седельную подушку, набитую конским волосом, а король своим рыцарским мечом - железную рукоять палицы. И, как говорят юмористы,".. .они разошлись, довольные друг другом." В реальности, арабские хронисты действительно писали, что от франков вывозят такие острые мечи, что рубят даже железо.

Рубить железо доспехов - это, в общем-то, со времен Теодориха Великого прямая обязанность мечей. На иллюстрациях видно, как одни славные воины непринужденно разрубают других воинов, несколько менее славных, но все же облаченных в защитные доспехи. Воины заказывали и надевали доспехи для того, чтобы их (воинов) было трудно разрубить, поэтому просили мастеров сделать панцири и шлемы попрочнее. Доспешники старались как могли и со временем научились делать такую броню, что прорубить ее любым мечом уже просто не хватало сил. Есть историческое описание, как воину настучали мечами по шлему так сильно, что он не мог его снять после боя и кузнецу пришлось выправлять его на наковальне не снимая с головы - до того он был помят. Но все же не прорублен! Но если нельзя прорубить, можно постараться проткнуть в слабых местах и клиночники придумали граненый и толстый боршверт -"меч протыкатель", изображенный на другой иллюстрации. Но на этом, собственно, история европейских мечей кончилась, а о пришедших им на смену саблях поговорим чуть позже. Совсем на другом конце света, на гористых дальневосточных островах, ценились несколько иные свойства мечей - быть может потому, что свои доспехи японцы поначалу делали из толстой кожи. Японцев очень привлекала острота, и один из первых прославленных мечей они назвали "Кусанаги" - "Носитель травы". По классической легенде их местный принц спасся, скосив этим мечом заросли подожженой врагами травы. Ну, у нас-то сенокос - дело обычное... Правда, тот легендарный сенокос был очень давно и металлы тогда были другие. Со временем японцы стали использовать в доспехах металл, и даже много металла, поэтому от мечей потребовалась способность рубить железо. Самураи сказали "Надо!", кузнецы ответили "Есть!". Известен факт, что один мастер своим мечом перерубил ствол ружья, им же самим изготовленного. Похожий трюк повторил мастер фехтования времен 2-й Мировой войны, который для поднятия боевого духа армии отрубил катаной ствол у пулемета. Как говорится, можем, если захотим. Однако рубка железа считалась дурным тоном и особой славы не прибавляла ни кузнецу, ни фехтовальщику. Во всяком случае, сказаний на эту тему я не знаю. Другое дело - острота. Следующий легендарный, но реальный меч назывался "Отрубатель бород". Если им случалось отрубить кому-нибудь голову, то заодно отсекали и бороду. Хотя какая-уж у японцев борода - Иван Грозный рядом с ними просто дядька Черномор! Заодно вспомним Виланда, как он целый мешок с овечьими волосами рассек, да и Саладина с его подушкой сюда же притянем. Но самый прославленный в смысле остроты японский меч назывался; "Адзука", т.е. "Боб". Так его назвали оттого, что падающий на лезвие этого меча свежий боб рассекался надвое. Это да, это сильно... Мне с детства запомнился рассказ старого узбекского мастераа-оружейника о том, как он в юности вызвал на состязание другого, уже прославленного мастера. Старейшина его селения, прежде чем позволить рисковать авторитетом рода, и в итоге дело кончилось "ничьей" в пользу молодого мастера. Позже мне рассказывали, что можно наточить клинок из хорошей стали до такой степени, что волос рассекается даже не на лету и с размаха, а просто от дуновения, будучи аккуратно положен на лезвие. Я долго считал это байкой, пока недавно мне это не продемонстрировали. Оказалось, что просто надо уметь точить.

Голову отрубить - дело нехитрое...

Легенды о "гурде", кавказском "волчке" и "мече пророка"

Умение умением, но и сталь клинка должна быть "не любой". Для меня изрядным раздражителем является миф о "славе русского оружия", потому-что после войн 19-го века специалисты с горечью писали, что "...русская кавалерия рубить не умела, поскольку физическая сила кавалеристов вполне обесценивалась тупостью оружия". Даже спустя изрядное время после обустройства передового по тем временам Златоустовского завода (уже к концу века устаревшего) историк кавказских походов генерал В. Патто писал отнюдь не хвалебные песни о русском оружии:"... за счет своей отваги и силы русские кавалеристы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и острота ятаганов и шашек, сделанных из дамасской стали, значительно превосходит крепость сабель наших солдат." По этим причинам, а также по велению устоявшейся моды, как отмечали современники, "...черкесское оружие носили всегда и все офицеры русской армии." Однако слава и кавказского оружия была изрядно преувеличена, потому что подлинно хороших клинков, откованных умелыми мастерами из хорошей стали, в общей массе кавказского оружия было немного. Местные мастера для обеспечения сбыта своей кустарной продукции маскировали ее под качественный европейский "импорт", применяя древний метод фальшивых клейм. Например, армейский офицер в середине 19-го века писал, что чеченские оружейники "...по неизменному обычаю своих отцов подделывают шашки, называемые волчками". А "волчок"-то прибежал с Запада!

Мастера из южно-германского города Пассау еще в 14-м веке начали ставить на свои изделия известнейший фирменный знак - схематичное изображение бегущего волка. Оружие из Пассау, главным образом мечи, прославилось своим качеством по всей Европе и даже на Востоке. Неудивительно, что клеймо стали подделывать. В Европе за это серьезно наказывали, поэтому конкуренты из Золингена в 1464 г попробовали официально выкупить у Пассау их фирменный знак. Попытка не удалась и золин-геновские оружейники начали понемногу использовать популярную марку начиная лишь с 18-го века. А к 19-му веку, т.е. к началу затяжной Кавказской войны, у горцев накопилось изрядное количество и пассауских, и золингеновских "волчков". Вероятно, кавказские племена плохо разбирались в живописи, поэтому клинки с бегущим волком у них назывались "терс-маймун", что по-персидски значит "трусливая обезьяна". В Чечне лучшими считались сабельные клинки с изображением двух волчьих голов и двумя латинскими буквами посередине. Возможно, эти клинки были льежской работы. Чеченцы называли их "терс-меймуль", т.е. так же, как черкесы называли золингеновские и пассаусские "волчки", но переводили это название несколько по-иному - "ревущая обезьяна". Довольно странно, что кавказцы дружно узнавали в клейме не волка, которого часто видели, а обезьяну, которую не видели в горах никогда. Не менее высоко, чем "волчки", на Кавказе ценились сабли "гурда". В кавказской легенде, на свой лад объясняющей происхождение и самих клинков "гурда" и их названий, рассказывается, как один прославленный мастер вызвал другого на соревнование. В доказательство превосходства своей шашки он одним ударом перерубил барана, чем, однако, не убедил соперника. Тогда, воскликнув "Гурда!", что значит "Смотри!", разрубил и клинок упрямого мастера, и его самого. На самом деле происхождение самого слова "гурда" можно связать и с тюркским возгласом "вурда" - "ну, бей!", но надежнее отнести его к тюркскому же названию большого тесака - "курде". Само клеймо "гурда" представляет собой серповидные зубчатые линии, часто со словом "Генуя" между ними и несколькими точками по бокам. Очевидно, что хорошую рекламу этому оружию сделали генуэзские клинки старинной работы, которые легко разрубали толстые гвозди. Генуэзцы издавна торговали с черкесами - начиная с 12-го века, а несколько позднее даже основали в Крыму свои колонии. После завоевания Крыма Турцией эта торговля прекратилась и подлинных генуэзских клинков в общей массе оружия с этим популярным клеймом было относительно немного. Конечно, было бы неверным утверждать, что все оружие кавказской выделки было грубой и низкокачественной подделкой. Были и классные мастера, были и старинные оружейные традиции. Одним из самых известных центров! производства клинков сабель и шашек на Кавказе является дагестанский комплекс селений Амузги - Кубани. Лучшим клиночником всех времен, по общему амузгинскому мнению, считался умерший в 1929 г мастер Рабадан Багомедов. "Никогда не бывало ни в древние времена, ни в теперешние артиста клинка в Амузги более совершенного, чем он". Однако Багомедов не изобретал какой-то невиданной чудо-стали, а ковал свои клинки из старых пружин вагонных буферов, которые приобретал в Дербенте. Металл для навариваемого лезвия он сваривал из старых ножичков шеффилдской стали, которую в горах называли "альхана". Широко известны амузгинско-кубачинские подражания "зульфикару" - магической сабле Мухаммеда и его зятя Али. Эта сабля была столь прославлена в мусульманском мире, что можно встретить надписи на клинках типа "Нет героя кроме Али, нет меча кроме зульфикара!". В описаниях говорится, что Мухаммед через несколько лет после Хиджры в одной из битв отобрал у побежденного вождя местного племени оружие, которое в его руках приобрело магическую, сокрушительную силу. Позднее он передал это оружие своему зятю Али, который не посрамил его славу. Что именно это было за оружие, сейчас точно не известно и споры о его виде идут до сих пор. Имеет хождение довольно сомнительный перевод названия, обозначивший "зульфикар" как клинок, который имел два конца или острия. Действительно, самые ранние из известных образцов подражаний "мечу пророка", например, хранящийся в стамбульском музее клинок конца 14-го века, имели раздвоенный конец, образованный треугольным вырезом непонятного назначения. Кавказцы решили, что два острия на конце - это вид "в профиль" двух клинков, сваренных у рукояти и несколько смещенных по высоте относительно друг-друга к концу. По этой или другой причине, кавказские "зульфикары" имели сразу два клинка, пружинящие и громко звенящие, когда их вытаскивали из ножен. Однако частица "зуль-" по-арабски значит "имеющий", а "-фикар" является множественной формой слова "позвонок" и буквальный перевод имени оружия - "имеющий позвонки". Возникшую было у меня теорию об очень -уж экзотическом виде этого оружия пришлось отвергнуть, потому-что во фразе о "мече Али" употребляется слово "сейф", т.е. именно меч. Возможно, трофейный клинок Мухаммеда был с "бугристым", т.е. волнистым лезвием. Впрочем, зная мало, не буду говорить много. По-крайней мере, на эту тему. Златоустовские оружейники испытывали большое влияние Кавказа и в 1836 году изготовили раззолоченный "зульфикар", два булатных клинка которого были, что примечательно, именно с волнистыми лезвиями. Полагают, что он предназначался в подарок цесаревичу Александру. Мода на кавказское оружие кончилась с выходом на рабочий режим Златоустовского оружейного завода. У боевых армейских офицеров уже к концу Кавказской войны сложилось общее мнение, что кустарному восточному оружию следует, как правило, предпочитать фабричное златоустовское. Справедливости ради надо заметить, что требования к оружию массовых армий и оружию элитных бойцов не во всем совпадают и опытные воины своими "нестроевыми" клинками штучной работы перерубали даже ружейные стволы того времени. Понятно, что эти самые элитные бойцы подвергали оружие самому строгому отсеву и долго учились отличать простую "ручную работу" от клинка действительно знающего свое дело мастера.

0

2

В список включено знаменитое историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное) и доспехи, которые либо имеют имя собственное, получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (например, Меч в камне), либо же являются узнаваемым классическим атрибутом какого-либо персонажа, имеющим необычные способности, упоминающиеся в художественных литературных произведениях (например, трезубец Посейдона, порождавший ударами о твердь коней или Коса Смерти, уносящая человеческие жизни). Это оружие и доспехи могли существовать в реальности, но все же большинство из них является только неодушевлёнными персонажами мировой литературы.

Список является открытым и может дополняться предметами холодного оружия и доспехов, подходящих по критериям, указанным выше.

Оружие

Афина с копьем.

Древковое оружие

Копья

Копья в музейной экспозиции
Копьё Лонгина, Копьё Судьбы — священная реликвия христиан, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Христа. Место хранения оспаривают несколько храмов.
Булатный наконечник рогатины князя Тверского Бориса Александровича был одним из важнейших символов власти в комплексе регалий Тверского княжества и одним из главных трофеев похода на Тверь князя Московского Ивана III (сер. XV в., Оружейная палата)[1].

В древнегреческой мифологии
Копьё Афины, от его удара об землю при споре с Посейдоном за владычество над будущим городом Афины выросла первая олива.
Копьё Пелея из пелионского ясеня, твердого как железо, подаренное кентавром Хироном на свадьбу героя с Фетидой, затем принадлежало их сыну Ахиллу.
Чудесное копье Прокриды, не знавшее промаха.

В древнеегипетской мифологии
Копье Гора, которое благословила богиня Нейт. «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет» (богини наказания)[2].

В германо-скандинавской мифологии
Гунгнир — копьё Одина в германо-скандинавской мифологии.

В кельтской мифологии

Ареадбар (Areadbhar, Aréadḃar, Aréadḃair) — отравленное копьё Писеара, царя Персии, захваченное богом Лугом[3].
Гае Ассайл, Ассал, Копье Луга (Gáe Assail, Spear Lúin, Spear of Lugh) — одно из 4-х сокровищ племён Богини Дану, из города Гориаса. Использовалось богом Лугом во второй битве Mag Tuired[4]. Возвращалось после сделанного броска[5].
Гае Булг, Га Булга (Gáe Bulg) — копьё Кухулина, полученное им от царицы Скатах. Изготовлено из костей морского зверя. Второе копьё Кухулина — Del chliss.
Гае Деарг (Gáe Dearg) — «Красное копьё» Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), которое он получил от приемного отца, Ангуса Ога, и использовал, если дело касалось жизни и смерти. В более легких приключениях он использовал Gáe Buide — «Жёлтое копьё».
Карр Белаиг Дургин (Carr Belaig Durgin) — копьё Маэлодрана (Maelodran), которое могло убивать по собственной воле, или же убивало благодаря контролю над ним демона, убивавшего всех, кто пробовал пройти, не предложив приношение («Aided Máelodrán meic Dímma Chróin»).
Крималл (Crimall, «в кровавых пятнах») — копьё Кормака Мак Аирта (Cormac mac Airt).
Кродерг (Croderg) — ядовитое копьё, которым Друимдерг (Druimdherg mac Dolair), убил Кайсел Клумаха (Caisel Clumach), короля Норвегии и владельца огненного щита в битве при Вентри (Cath Finntrága).
Копье Огмы — копьё кельтского бога солнца, применявшееся им в проведении светила.
Копье Фиахи — магическое копьё, изначально принадлежавшее Фиахе (Fiacha), который не знал, как его использовать и затем передал Финну Мак-Кумхайлу, использовавшего его против Айлена (Aillén).
Лунное копье (фр. Le Pic de Lune ) — загадочное копьё, подаренное племени пиктов божеством луны[6].
Пятизубое копьё Фотхада (Fothad's five-pronged spear) — отравленное копьё, входило в число вещей, которые дух мёртвого Фотхада (Fothad Canainne) сказал собрать своей возлюбленной.

В рыцарских романах
Карающее копье (фр. Lance vengeresse) — которым рыцарь Балин Дикарь поразил короля Пеше[7] (Артуровский цикл).
Мальте (фр. Maltet) — копье эмира Балигана в «Песнь о Роланде».
Ронговеннан, Ронжомэ, Рон (Rhongowennan, Rongomiant, Ron) — копьё короля Артура[4][8]. Было выковано в Каэр-Мирддин (Caer Myrddin) кузнецом по имени Гриффин (Griffin).

Азиатские копья
Аль-Монсари и аль-Монсави — два копья пророка Мухаммеда.
Амэ-но-нухоко (яп. 天沼矛, «небесное драгоценное копьё») — нагината богов-творцов японского пантеона Идзанаги и Идзанами, которой они вынули землю из моря.
Брахмаданда («дротик Брахмы») — дротик бога Брахмы. Может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений.
Вел (тамил. வேல்) — божественное копье дравидского бога войны Муругана (Сканды)
Нихонго (яп. 日本号) — принадлежало даймё Фукусиме Масаноре, который проспорил его Мори Тахе, XVII в., песня «Kurodabushi»[9]. До этого находилось в Императорском Дворце. В настоящий момент в Городском Музее Фукуока (Fukuoka).
Октановое Змеиное копьё Чжан Фея (Zhang Fei), китайского генерала III в. н. э.
Тонбогири (яп. 蜻蛉切, «Подсекатель стрекоз») — копьё, изготовленное оружейником Мурамаса Иайто (Muramasa Iaito или Masazane)[10], период Муромати. Принадлежало даймё Хонда Тадакацу (Honda Tadakatsu). Имя получило от стрекозы, присевшей отдохнуть на её острие и сразу оказавшейся разрезанной пополам. Одно из трех легендарных японских копий. Два других — Отэгинэ (яп. 御手杵) и Нихонго (cм. выше).

Мезоамериканские копья
Шиуакоатль (Xiuhcoatl) — копьеметалка бога Уицилопочтли.

Вымышленные копья в современной фантастике
Копьё во вселенной Dragonlance («Драконье копьё»)
Копьё у Роберта Сальваторе, «Убийца драконов»
Копьё Морских Королей у А.Бушкова, «Нечаянный король»

Трезубцы

Ваджра — (санскр. वज्र, «молния») — оружие бога Индры — скипетр-трезубец. Выкован Тваштаром. Вариант — его даровал Индре Кавья Ушанас. Ваджра описывается как золотая или железная, о четырех или о ста углах или в форме диска, позднее — как крестообразная. В «Махабхарате» рассказывается, что ваджра была сделана из костей святого отшельника Дадхичи, который добровольно пожертвовал свой скелет для этой цели. (См. также Дорже).
Тришула (санскрит त्रिशूल) — трезубое копьё богини Дурги.
Шула — трезубец бога Шивы
Трезубец Рудры, выкован Тваштаром
Трезубец Посейдона. Вызывал землетрясения и порождал лошадей своим ударом о твердь. Cделан киклопами.
Трезубец Сатаны. Согласно другому варианту, владыка ада владеет не холодным оружием, а сельскохозяйственным орудием — вилами (потому что «Смерть косит, а дьявол убирает урожай»).

Гуань Юй с изогнутым клинком Зелёного Дракона в руках
Конго (Kongō) — трезубое оружие, которое испускало лучи света в темноте. Давало обладателю мудрость и проницательность. Изначально принадлежало японскому богу гор Койя-но-Мьёин (Koya-no-Myoin). (Эквивалент ваджры).

Прочее древковое оружие

Жуи Цзиньгу Бан (Ruyi Jingu Bang) — посох Сунь-Укуня (Царя обезьян) в древнекитайской мифологии, по легенде, мог менять размер от зубочистки до «подпирающего небеса».
Изогнутый клинок Зелёного Дракона (青龍偃月刀, Qīng Lóng Yǎnyuè Dāo, Green Dragon Crescent Blade) — гуань дао, легендарное оружие Гуань Юя (Guan Yu) в романе XIV в.«Троецарствие».
Коса Смерти в традиционном представлении европейцев.

Метательное оружие

Луки
Золотой лук был выкован Ильмариненом (вместе с Красным кораблем и Золотым плугом).
Тамбар (Tambar) — лук Эйнара Тамбарскелвира (Einar Tambarskelvir, Einarr þambar-skęlfir), стрелка́ Олава Трюггвасона (Ólavur Tryggvason).
Фейл-нот (англ. Fail-not, Бьющий без промаха) — лук Тристана.
Красный лук, подаренный богом Ди-цзюнем стрелку И (Хоу-и), выстрелами из которого стрелок сбил лишние девять солнц (китайская мифология).
Лук Хайка, из которого он убивает Бела, царя Вавилона (армянская мифология).

В древнегреческой мифологии
Лук Аполлона, стрелы из которого приносили чуму.
Лук Одиссея, секрет натягивания которого знал только он сам.
Лук Эрота (Купидона), стрелы из которого приносили любовь.

В индийском эпосе
Гандива (Gandiva) — лук Арджуны в «Бхагават-гите».
Виджая — лук Карны, тот лук, с которым некогда Индра победил демонов[11].
Пинака (или Аджагава) — лук Шивы.
Шарнга («роговой») — лук Кришны (Вишну).
Лук Камадевы, стрелы из которого приносили любовь.

Стрелы
Анджалика — название стрелы, которой Арджуна сразил Карну.
Пашупата («освященное Пашупати») — стрела Шивы.
Существовало несколько мифов, объяснявших появление на небе созвездия Стрелы:
это стрела Аполлона, которой он убил Циклопов.
это стрела Геракла, которой он убил орла, терзавшего печень Прометея.
Золотая стрела — на этой стреле летал Абарис, жрец Аполлона, изначально принадлежала этому богу.
Стрела из омелы — этой стрелой, по наущению Локи слепой бог Хёд убил светоносного бога Бальдара.

Иное метательное оружие
Сударшана — диск Кришны, атрибут Вишну, выкован Тваштаром.

Мечи

Мечи являются самым излюбленным холодным оружием мифов и легенд. Наибольшее количество личных имен, данных холодному оружию, принадлежит именно этому виду. Полный список имен знаменитых и легендарных мечей, содержащий около 150 пунктов, вынесен в отдельную статью.

Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung).
Дамоклов меч
Дюрандаль — меч Роланда.
Зу-ль-факар — меч пророка Мухаммеда.
Каладболг — меч Фергуса.
Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).
Щербец — коронационный меч королей польских.
Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).
Экскалибур — меч короля Артура.

Прочее холодное оружие
Гамбантейн (Gambantein) — посох (дубинка) Гермода (Hermod), скандинавская мифология.
Гурза'и гав-сар (گرزه [ی] گاو سار, gurza 'i gav-sar, «бычьеголовая булава») — булава Фаридуна (Faridun), персонажа «Шахнаме». Оружие также принадлежало и Рустаму.
Карнвеннан (Carnwennan, Carnwenhau, «гость») — нож или кинжал короля Артура.
Топор Куллуха (Culhwch) — был настолько острым, что заставлял кровоточить воздух.
Палица Геракла, подарок Дедала[12], вариант — сделана Гераклом из вырванного им с корнями в Немейской роще твердого, как железо, ясеня. Служила объектом поклонения древних греков — её изображали отдельно на монетах, в виде палицы изготавливали терракотовые алтари[13].

Молоты
Мьёллнир — молот Тора.
Уконвасара (Ukonvasara) — молот Укко.

Серпы
Серп Кроноса, которым он оскопил отца. Выкован тельхинами из адаманта, мог разрезать все, что угодно.
Серп, который, согласно «Книге Апокалипсиса», будет использоваться Сыном Человеческим для душ при конце света.[14]

Кнуты и плётки
Золотая плётка-семихвостка Альбериха (Albrîchene geisel swaere von golde), которой он разбил щит Зигфрида.
Кнут кельтского солнечного бога Огмия (Ogmios), мог контролировать движение планет.
Кнут-самобой в русских сказках обращает человека в лошадь и разгоняет вражье войско[15].

Неназванные виды оружия

Употребляется в мифах по имени собственному, типологическая принадлежность — загадочна.
Сияющее Оружие, Сияние Ашшура — оружие Асархаддона и его сына Ашшурбанипала, оружие, испускающее яркое, ослепительное сияние, было частью головного убора богов, употреблялось в битвах против Египта. Оно же — у Салманасара: «Я воевал с Могучей Силой, которую дал мне Ашшур, повелитель мой; и с сильным оружием, дарованным мне Нергалом, что направляет меня». От оружия Ашшура, гласят надписи, исходило «сияние ужасное». Вражеские воины бежали с поля боя, увидев «ужасное Сияние Ашшура, объявшее их».[16].
Оружие тридцати — предположительно, гарпун, который Хор пустил в Сета и ранил его в тестикулы. Имел странный, практически невероятный наконечник — сначала выстреливал передний, самый большой снаряд, а потом два другие снаряда поменьше[16].

В индуизме
Агнея — мифическое огненное оружие Агни
Антардхана («исчезновение») — легендарное оружие, применением которого можно было заставить исчезнуть предметы и препятствия, оружие Куберы.
Брахмаширас («голова Брахмы») — мифическое оружие, описанное в «Махабхарате»; называется также Пашупата или Раудра. Действие его ужасно и наделено чудовищной силой, в конце Юги оно испепеляет Вселенную, а последствия его применения в бою — поражение зародышей в женщинах. По одной версии — огненная стрела, по другой версии — сильнейший яд, добытый из глубин океана и выпитый Шивой для спасения мира, по третьей — пламя, заключенное в стебле травинки.
Бхаума — мифическое оружие богини земли
Вайавъя («принадлежащий богу ветра Вайю») — вид мифического оружия, находящегося под покровительством бога Вайю и обладающего мощью ветра[17].
Оружие Грома — принадлежало Индре
Шакти (Sakti) — оружие Карны, данное ему Индрой.

Доспехи

Бабр-е Байан (Babr-e Bayan) — непроницаемое для оружия, огня и воды одеяние Рустама из «Шахнаме».
Вигар (Wigar) — имя доспехов короля Артура (Лайамон, «Брут»)
Доспехи Ахилла, выкованные Гефестом
Доспехи Беовульфа, выкованные Вейландом.
Доспехи Тора, включавшие Пояс Могущества, удваивавший его силы, и железные перчатки, благодаря которым он мог держать Мьёллнир.
Мегин-гьорд (Megingjord) — пояс.
Иарнгрейпер (Iarngreiper) — перчатки.
Шкура Немейского льва, носилась Гераклом как доспех, т.к. её невозможно было пробить оружием.
Рубашка Гоибниу — защищала как доспех.

Щиты

Античные щиты
Эгида Афины и Зевса
Анкил — щит Марса
В античной поэзии, начиная с Гомера, традиционным стало подробное описание щита героя и изображений на нём:
Щит Ахилла, выкованный Гефестом — в XVIII песне «Илиады» Гомера.
Щит Геракла — в приписанной Гесиоду поэме VI в. до н. э. «Щит Геракла».
Щит Энея — в VIII книге «Энеиды» Вергилия.
Щит Диониса — в XXV песне поэмы Нонна «Деяния Диониса».
Зеркальный щит Персея, в котором он смог увидеть Горгону и не превратиться в камень.

Кухулин в битве

[править]
Щиты кельтов и рыцарских романов
Дубан (Dubán, «чёрный») — чёрный щит Кухулина.
Крода (Cróda, «кровавый») — щит Кормака (предположительно, Кормака, сына Конхобара).
Охайн (Ochain) — щит Конхобара (Conchobor).
Уинебгуртихер (Wynebgwrthucher) — щит короля Артура в «Мабиногионе». Он же называется Придвен (Pridwen) у Джеффри Монмутского (в «Мабиногионе» Придвен оказывается именем корабля Артура). В другом варианте зовется Госвит (Goswhit).
Щит Ланселота, дан ему Владычицей озера, излечивал рыцаря от усталости и давал ему силу троих мужчин.
Щит Галахада, изготовлен королем Ивлейком (Evelake), украшен красным крестом, написанным кровью Иосифа Аримафейского.
Заколдованный щит Абима, мавра из «Песни о Роланде», украшенный драгоценными камнями, добытыми сатаной[18].

Скандинавские щиты
Свалинн (Svalinn) — в скандинавской мифологии щит, стоящий перед солнцем.
Cкреппинг (Skrepping, Skrep, Skrepping) — щит Видрика Верландсона (Виттиха, Wudga) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[19]. Другой вариант его имени — Бортинг (Borting).
Щит Тьмы, использовался Хёдом для защиты от бога Вали.

Шлемы
Госвит (Goswhit, «белоснежный, как гусь») — шлем короля Артура по Лайамону.
Кат Барр (Cath Barr, Caṫḃárr, Cathbhárr) — шлем Луга, с одним драгоценным камнем позади и двумя впереди.
Шлем Рустама («Шахнаме»), на котором была закреплена голова белого гиганта Див-е-Сепида (Dive-e Sepid).
Шлем-невидимка, выкованный циклопами для Гадеса, использовался Персеем.

Исторические шлемы

Смерть Роланда. Рядом с убитым лежит его рог по имени Олифант и меч Дюрандаль
«Шапка-ерихонка», изображение которой входило в Полный государственый герб Российской империи, парадный шлем царя Михаила Федоровича, по последним исследованиям, выполнявший функцию воинского венца русских царей, имеет в основе колпак из иранского булата XIV в., (1621 г., мастер Никита Давыдов, Оружейная палата).[1]

Шлемы из германского фольклора
Бланк (Blank, сверкающий) — шлем Видрика Верландсона (Виттиха) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[19]. Варианты имени — Grib, Bierthing, Blanck, Birting.
Венерант (Venerant, Uenerant)) — шлем Роланда по немецким источникам.
Лимме (Limme) — шлем, выкованный Вейландом для его сына Виттиха.
Тарнхельм (Tarnhelm, Tarnkappe) — шлем-невидимка, выкованный гномами в «Кольце Нибелунга» Рихарда Вагнера.
Хильдигримр (Hildigrimr, Hildegrim) — шлем Тидрека (Thidrek — Дитриха Бернского) в «Саге о Тидреке» («Thidrekssaga»). Ярко сверкал круглым драгоценным камнем.
Хулидсхельм (Huliðshjálmr) — шлем карликов.
Эгисхельм, Шлем-страшило[20] (Ægis-helm, ægishjálmr, «шлем ужаса») — служил Фафниру, чтобы отпугивать возможных похитителей его сокровища, захвачен Зигфридом. Другой шлем Зигфрида принадлежал Дреду (Helm of Dread)

Источник: Википедия

0

3

В список включены знаменитые исторические, легендарные или же вымышленные мечи, которые имеют имя собственное или получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (как, например, «Меч в камне» из артуровского цикла легенд или «Огненный меч» из Библии). Некоторые из перечисленных клинков — национальные сокровища различных государств, но большинство стало неодушевлёнными персонажами мировой литературы. Является частью Списка знаменитого и легендарного оружия.
Исторические мечи Европы
Грус — меч Болеслава III Кривоустого.
Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.
Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») — тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей.
Ликорн (Licorne) — исторический меч бургундских принцев.
Шойс — меч Вильгельма Оранского.
Щербец, коронационный меч королей польских.
Меч св. Бориса — князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери[1][2]. После смерти Андрея меч хранился в одной из церквей г. Владимира.
Меч князя Довмонта, которым его благословил на битву с Тевтонским орденом игумен Исидор в 1272 году, как святыня, хранится во Пскове. Там же хранится меч Всеволода Мстиславича — оба клинка были «оберегами» города.

Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса

Мечи разных народов

Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам)[3].
Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») — оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам).
Азот (Azoth) — магический меч Парацельса (по средневековым легендам). Азот — это имя демона, заключенного в кристал, использованный в эфесе этого оружия.
Дамоклов меч
Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).
Огненный меч — принадлежит ангелу (херувиму), поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия).
Тизона, Тисона (Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе)[4]. Его второй меч: Колада — менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе)[5].
Харалужный меч из «Слово о полку Игореве».
Хрисаор — золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» — Сангламор (Sanglamore) — принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). Меч короля Артура в этой поэме зовется Morddure. (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей»)
Vorpal Sward — оружие убийства Бармаглота, (Льюис Кэррол). Название употреблено в «Сонной лощине», как меч Безголового всадника

Мечи в британском мифе
Кроцеа Морс (Crocea Mors, «Желтая смерть») — меч Юлия Цезаря согласно Гальфриду Монмутскому (в Британском мифе).
Меч Грааля (The Grail Sword) — сломанный меч, соединенный сэром Персивалем, в котором все равно осталась трещина.
Меч в камне — меч короля Артура, доказавший его право на трон. Встречается вариант его имени — Кларент (Clarent). Не путать с Экскалибуром (см. ниже), вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.
Филиппа — меч Марка Антония (в поздней англ. литературе, в частности «Антоний и Клеопатра» Шекспира).
Экскалибур, Калибурн — меч короля Артура. Его ножны останавливали кровотечение.

Кельтские мечи
Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») — меч Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), ирл. Его второй меч:
Нораллтах (Nóralltach, «Большая Фурия»). Эти мечи ему вручает владыка моря Мананнан Мак Лир, чтобы он смог противостоять Финну Мак-Кумхайлу.
Дирнуин (Dyrnwyn) — меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.
Каладболг — меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain).
Калад-колг (Calad-colg) — отждествляющийся с предыдущим, а также с Экскалибуром, меч Огмы в битве при Маг Туиред. Также — Кухулина. Выкован феями.
Клив-Солаш, Claíomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) — меч легендарного короля Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителя племен Богини Дану, который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром.
Круайдин Крепкоголовый (Круадин) — меч Кухулина. Говорящий и поющий. Другой поющий меч принадлежал Конаире Мору (Conaire Mor).
Лейте — другой меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.
Орна — меч Тетры, короля фоморов, который нашел воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.
Фрегарах (Fragarach, Frecraid, Freagarthach, «Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана и бога Луга, который мог разрубить любой доспех.

Скандинавские и германские мечи
Альдеринг (Adelring) — меч, фигурирующий в нескольких датских балладах. Его нашёл Дидерик (Diderik) в логове дракона. Также это имя меча Сиворда Снаренсвенда (Sivord Snarensvend), одолженного его братом (зятем) Хаагеном (Haagen), в «Sivord and Brynhild». Также это меч, который дала Свендалю (Svendal, Svedal, Svennendal) его мать, разговаривая с ним из могилы. Под именем Aaddellring фигурирует как оружие, о котором мечтал клеветник Раффеунгаард (Raffeuengaard), но обвиненная леди Гунер (Guner), жена герцога Хендрика, дала его Мемерингу, который сразился за неё. Обвинитель взял на поединок меч Судвинд (Sudwynd), но все равно проиграл. И, наконец, меч Гралвера, победителя драконов, в «Gralver kongesøn».
Ангурва, Энгервадель (Angurva, Angurvadel, Angurvadil, Angurvddel) — меч Фритьофа (Фритиора). Украшен магическими рунами, которые ярко разгорались в дни войны и тухли в мирное время. («Сага о Фритьофе Смелом», Frithiof’s Saga).
Атвейг — пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шел вдалеке.
Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином. До того, как этот меч стал называться Грамом, он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый), т.к. Зигфрид его вынул из ствола дерева.
Бертинг (Birting, Bertinng, Bierting, Birting, Bjerting, Grundtvig) — меч, который молодой Орм получил от своего мертвого отца Сигурда, говорившего с ним из могилы. (Датская баллада Childe Orm and the Berm Giant).
Блутганг (Blutgang, Blóðgang, Blodgang, Blodgaang, «Кровопийца») — меч молодому Хиеме (Hieme, Хеймиру) в «Саге о Тидреке» (Thiðrek). Сломался о шлем Тидрека Хилдигримр. Другие мечи из этой саги:
Эккисакс (Ekkisax), принадлежал Экке (Ekka), захвачен Тидреком. Выкован карликом Наином (Nain).
Наглхринг (Naglhring) — меч Грима, выкован Алфреком.
Бринниг (Brinnig) — меч мастера Гильденбрандта (Hildebrand). В «Саге о Тидреке» имя его меча — Lagulf. Другой вариант — Freise.
Велсунг (Welsung) — меч Иринга (Iring). Другой вариант названия Белсунг (Belsung). Также — меч Битерольфа (Biterolf) и его сына Дитлейба (Dietleib).
Дайнслейф (Dáinsleif) — меч из легенд викингов. Выкован карликами. Не может вернуться в ножны, если никого не убил. Принадлежал королю Хогни (Hogni).
Ёкуль — меч Греттира.
Кверн-битер (Quern-biter) — меч короля Хакона I (Haakon I of Norway) и Торальфа Сколинсона (Thoralf Skolinson).
Колебранд (Kolebrand) — меч Риболта (Herr Ribolt).
Лэватейнн (Lævateinn) — меч из эддической поэмы «Fjölsvinnsmál». Мог быть выкован Велундом.
Легбитер (Legbiter) — меч Магнуса III Норвежского.
Меч Алиуса и меч Олиуса («Alíusar sverð» og «*Olíusar sverð») — парные мечи, выкованные карликами Алиусом и Олиусом для короля Будли Шведского (Budli), «Ásmundar saga kappabana»[6].
Миммеринг (Mimmering, Mimmung, Mimming, Mimminc, Mimminge, Mîminge, Mimungr, Minnungur, Mimming) — меч Видрика Верландсона (Виттиха) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[7]. Выкован Вейландом. Затем принадлежал Дитриху и Хейму (Heim), который отдал его Зигфриду.
Мистелтейнн (Mistelteinn) — меч из саги «Hrómundar saga Gripssonar», никогда не мог затупиться. Был выигран Хромундом у бессмертного короля-волшебника.
Нагерлинг — меч Дитриха фон Берна (Dietrich Von Bern). Выкован великаном Гримом. Отождествляется с Наглхрингом, принадлежавшим Гриму в «Саге о Тиореке».
Рефил (Refil) — меч Регина в одной из версий «Песни о Нибелунгах».
Ридилл и Хротти (Ridill и Hrotti) — два магических меча, часть сокровищ Фафнира, найдены Зигфридом. Ридиллом Зигфрид вырезал Фафниру сердце.
Россa — меч Отвита, короля лангобардов. Подарен ему королем карликов Альбрихом. Сиял всеми цветами.
Cахо (Sacho, Sachu) — меч Эка (Eck).
Скофнунг (Skofnung) — меч Кормака, принадлежавший Скегги. В нем были заключены души двенадцати берсерков («Сага о Кормаке»).
Тюрвинг, Тюрфинг (Tyrfing, Tirfing, Tervingi) — магический меч, вылетая из ножен, ищет жертвы и не идет обратно в ножны, пока не прольется кровь. Первым владельцем был король Свафрлами («Старшая Эдда»). Согласно «Саге о Хледе» (эддическая песнь, не входящая в Codex Regius («Королевский Кодекс») и описывающая битву на Каталаунских полях и ее предпосылки) это меч Ангантюра (Агантира), короля готов, которым он сражался в битве Каталауна. В этой саге он упоминается в ст. 9: «...И воинов много\ Падет на траву,\ Прежде чем Тюрвинг начну я делить...» и в прозаической вставке между ст. 29 и 30: «...что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал в о главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней». Его же меч в «Саге о Фритьофе Смелом». У Рихарда Вагнера — меч Одина.
Хвитинг («Белый») — меч Берси. Поражает врага, но исцеляет друга, если прикоснется плашмя. («Сага о Кормаке»).
Хофуд (Hofud) — меч Хеймдаля, стража Бильфроста.
Хундингсбана — волшебный меч Фрейра, который сражался сам по себе.
Хрубинг — его сталь закалена соком ядовитых трав, кровью, добытой в сражениях.
Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).
Шрит (Schrit) — меч Битерольфа (Biterolf).

Мечи рыцарских романов и песен
Адолейк (Adolake, Hatholake) — меч сэра Торрента Портенгейльского (Torrent of Portyngale), выкован Вейландом.
Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) — меч Ланселота[8]. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари королем Артуром. Упоминается также другой его меч — Chastiefol, а против саксов он сражался мечом по имени Seure. В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).
Бализарда (Bélisandre, Bélisandra, Balisarde) — магический меч Роджеро, врага Рено де Монтабана. Дар волшебницы. (Ариосто, «Неистовый Роланд», II, 6). Также — шутливое прозвище, которым называл свою изящную шпагу Портос в «Трех мушкетерах». Другие мечи из этой поэмы:
Транкера (Tranchera) — меч Агрикана, противника Орландо (в «Неистовом Роланде»)
Бейерлант (Beierlant, Баварский) — меч Трефериса (Treferis), цикл Дитриха фон Бёрна[9].
Балсвенден (Balswenden, Palswendin) — меч Таргиса Туртозского (Targis von Tortôse), одного из сарацинских графов Марселя, врага Роланда[10]
Батисм (Batism) — меч сарацинского рыцаря Фьерабраса (Fierabras, Ferumbras). Два других его меча, выкованные тем же кузнецом по имени Ansias — Florence и Graban.
Биттерфер (Bitterfer) — меч, который дала Горну принцесса Римнельд. Выкован Вейландом. (Английская баллада «Король Горн»)[11]. Его другой меч — Блауайн (Blauain), захвачен им у ирландского короля Малакина (Malakin).
Васке (Waskë) — меч Зинтрама (Sintram), персонажа Фридриха де ла Мотт Фукэ.
Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) — меч сэра Гавейна.
Дюрендаль (от «dur» — твердый) — меч Роланда. Другие мечи из «Песни о Роланде»:
Жуаёз (Joyeuse, Fusberta Joysa, «Радостная») — меч Карла Великого. Сделан Галасом.
Морглес (Murgleis, не поддается переводу) — меч графа Ганелона, отчима Роланда
Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») — меч Оливье, выкован Геласом. Cогласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел Пипин Короткий, отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (вечному жиду). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром[12].
его второй меч — Глориоза (Glorieuse, «Славная»);
Альмас (Almace, «Святая секира?») — меч архиепископа Турпина (епископ Реймский, 753-794 гг.).
Кортана (Куртана, Cortan, Courtain, Kurt) и Саважин (Sauvagine, «Дикая») — мечи Хольгера Датского (Ожье Датчанина, Holger Danske), выкованные Мунификаном;
Пресьоз, Пресьёз (Précieuse, «Драгоценная») — меч мавританского короля Палигана (Baligant)[13].
Кларми (Clarmie) — меч Энгелирса Васконского (Engelirs of Wasconia), германские тексты
Курешуз (Courechouse) — меч короля Бана, отца Ланцелота[14].
Куртуаз (Courtoise, «Учтивая») — меч Вильгельма I, графа Ангулемского (929—956 гг.).
Корруг (Corrougue) — меч Отюэля (Otuel, Otinel).
Марвейёз (Merveilleuse, «Чудесная») — меч Дулина Майнцского (Doolin of Mayence).
Мармадуаз (Marmadoise) — меч Фроля Немецкого (Frolle d’Allemagne) в артуровском цикле, противопоставлялся Экскалибуру.
Морглэ, Моргли (Morglay, Mor-glaif) — меч Бевиса Хэмптонского (Bevis de Hampton).
Рос (Rose, Rosse, Rossë; Rôse) — меч, первоначально принадлежавший Орниту Ломбардскому (Ortnit of Lombardy), но найденный Вольфдитрихом (Wolfdietrich).
Сантакрукс (Santacrux) — меч Тибо де Совиньи (Thibault de Sauvigny), («Le Chevalier au bouclier vert»).
Фламберж, Фламберг, Фруберта, Флоберж, Фламборж (Flamberge, Floberge, Flamborge) — меч Рено де Монтабана (Renaud de Montauban), одолженный ему кузеном Можисом (Maugis), выкован Велундом. Также упоминался как принадлежавший Карлу Великому, сделан Галасом.
Эгекинг (Egeking, Erkyin) — меч, который взял Грим (Grime), чтобы сразиться с рыцарем Грейстилом (Greysteel), победившим его друга Эгера (Eger) и жестоко отрубившим последнему мизинец в знак победы.

Азиатские мечи

Аль-самсама (‏الﺼامﺼىما, Al-samsama) — меч йеменского поэта-воина Амр бен Мадикариба аль-Зубайди (Amr b. Ma'dīkarib al-Zubaidī; Amr bin Maadi Karib), по прозвищу Abu Thaur («отец быка»).
Гань Цзян (Gàn Jiàng, 干将) и Мо Се (Mò Xié, 莫耶) — легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца — любви к мужу).
Дхами (Dhami, «острый») — меч Антара, черного арабского воина-поэта.
Зуль-хайят (‏,ذو الحيات Zool hyyat, Ḏū l-hayat) — меч врага Антара Залим ибн-Харита (Zalim ibn-Harith), а затем Харит аль-Залима (Harith al-Zalim).
Змеиный меч — принадлежал индийскому царю Ашоке.
Зу-ль-фака́р (ذو الفقار, Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) — меч-зульфикар Али ибн Абу Талиба, прежде — его тестя пророка Мухаммада. Он же упоминается как скимитар Dhu' l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный»). Не сохранился. Всего у Мухаммада было 9 мечей[15], прочие:
Al-'Adb (аль-Адб),
Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка»),
Al-Ma’thur (аль-Маатур),
Al-Mikhdham (аль-Михзам),
Al-Rasub (аль-Расуб),
Al-Qadib (аль-Кадиб),
Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
Medham, Qal’i (Мезам, Кали)
Камифуса-но-сукэ Канэсигэ (Kamifusanosuke Kaneshige) — меч Мусаси, сделан в Бизене.
Когарасу и Нукэмару — родовые мечи семьи Тайра.
Кусанаги, Кусанаги-но-цуруги, Цумугари-но-Тати (Kusanagi-no-tsurugi, 草薙の剣, Tsumugari no Tachi, 都牟刈の太刀, «Небесный меч») — священный меч, преподнесённый богине Аматэрасу богом Сусаноо, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора (Япония). Добыт, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона. Мог управлять ветрами. Перед этим из другого меча Сусаноо богиней Аматэрасу были созданы при творении мира три женщины.
Меч Гоуцзяня (кит.яз.越王勾踐劍, Sword of Goujian) — меч царя Гоуцзяня, (Китай, эпоха Вёсен и Осеней), археологическая находка, насчитывающая ок. 2500 лет.
Мурамаса (Muramasa) — знаменитая катана, Япония.
Небесная Воля Тхуан Тхиен (вьетнам. Thuận Thiên, Heaven's Will) — мифический меч вьетнамского царя Ле Лоя (Lê Lợi), освободившего в XV в. свою страну от китайского владычества.
Ратна Мара (Ratna Maru) — меч Калки.
Самсамха (Samsamha, Sansamha) — меч Гаруна-ар-Рашида, халифа Багдадского.
Семизубый меч (Нанацусая-но-тати, Ситисито, Seven-Branched Sword, 七支刀) — одно из национальных сокровищ Японии, IV в. до н.э.
Хондзё Масамунэ — лучший клинок работы великого японского оружейника Масамунэ (1288-1328). Исчез в 1946 г., одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства[16].
Чандрахас (Chandrahas, «Лунный клинок») — меч Раваны, повелителя ракшасов в «Рамаяне».
Шамшир-е Зоморроднегар (شمشیر زمردنگا, «Украшенный Изумрудами») — меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого царю Соломону (в персидском фольклоре).

Вымышленные мечи в современных произведениях

У Дж. Р. Р. Толкина («Властелин Колец» и «Сильмариллион»):
Гламдринг — меч Гэндальфа.
Жало — эльфийский длинный кинжал, принадлежавший Бильбо и подаренный им Фродо.
Нарсил — меч Элендила. Перекован для Арагорна, новое имя — Андрил.
Оркрист — меч, покоящийся на груди Торина.
Англахель — меч Турина Турамбара. Носил также имя Гуртанг.

У К. С. Льюиса («Хроники Нарнии»):
Rhindon

У Роджера Желязны («Хроники Амбера»):
Грейсвандир — меч Корвина
Вервиндль — меч Бранда
Стрежающий меч — меч Чеширского Кота (уже упоминался как Vorpal Sward).

У Дж. К.Роулинг:
Меч Годрика Гриффиндора

У Роберта Джордана («Возрожденный дракон»):
Калландор — кристаллический меч, «Меч-Который-Не-Меч», меч, которого нельзя коснуться, один из артефактов Эпохи Легенд.

У Майкла Муркока:
Буреносец (Несущий бурю)
Клинок печали
Темные рунные мечи, питающиеся душами своих жертв.
У Терри Гудкайнда
Меч истины — в одноименном цикле
У Кристофера Паолини («Эрагон»):
Заррок
В русском фэнтези

У Г. Л. Олди:
Мэйланьский Единорог — прямой меч дан гьен (цзянь)
Дзюттэ Обломок — кинжал-дзюттэ
Заррахид — меч-эсток
и прочие: см. системy одушевленного холодного оружия, описаннyю в романах «Путь меча» и «Я возьму сам» («Кабирский цикл»)

У Ника Перумова:
Иммельсторн — деревянный меч народа Дану (в романе «Алмазный меч, деревянный меч»)
Драгнир — алмазный меч Подгорного Племени (там же)
безымянный меч (фламберг) Хозяина Ливня
Русский меч — в одномённом рассказе

У Элеоноры Раткевич:
Деревянный меч — в одноименном романе
мечи-боги горцев

У Андрея Белянина:
Меч без имени — в одноименной трилогии.

У Владимира Свержина:
Катгабайл, по легенде принадлежавший Тюру

У Марии Семёновой:
Солнечный пламень — меч, принадлежавший Волкодаву (в соответствующем цикле)

У Дмитрия Скирюка:
Хриз (клинок Вечерних Сумерек)

У Натальи Игнатовой:
Звездный (воплощение — Торанго Эльрик «Норртсьерх» де Фокс)
Светлая Ярость
Санкрист

У Вероники Ивановой:
Мин, меч-артефакт, воплотившийся в женщину[источник?].

У Николая Басова:
Гвинед — меч, принадлежавший Лотару-Миротворцу (в серии романов «Лотар Желтоголовый»).

У Андрея Астахова:
Ро-Руэда (Удар Грома) — эльфийский меч, реликвия воинов-скроллингов (дилогия «Девятый император», «Воин из-за круга»).

В кинематографе

В к/ф «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»:
Зелёная судьба — меч Ли Мубая

В к/ф «Убить Билла»:
Меч работы Хатори Хандзо

В играх

В World of Warcraft:
Frostmourne — могущественный рунный клинок Артаса.
Thunderfury, Blessed Blade of the Windseeker — Меч Принца Тандераана
Ashbringer — Испепелитель, меч Александроса Моргрейна, бывшего лидера Алых Крестоносцев. Моргрейн был убит своим сыном с помощью Ашбрингера.
Warglaves of Azzinoth — Мечи Иллидана Предателя.
Ashkandi, Greatsword of the Brotherhood — Предположительно, меч Андуина Лотара, павшего во время Второй Войны у стен Крепости Чёрной Скалы от руки Оргрима Молота-Судьбы.
Andonisus, Reaper of Souls — Меч демона Атиешь.
Gorshalach — Меч Саргераса, Защитника Миров. Самое сильное оружие во вселенной Warcraft. Когда Саргерас сошёл с ума, меч, обладащий своей собственной волей, не пожелал оставаться у такого сильного злодея как Безумный Саргерас, и раскололся на 2 части. Первая, Taeshalach теперь принадлежит Титану Агграмару. Вторая, Gorribal, принадлежит Саргерасу. Если соединить обе половинки мечей, то Gorshalach будет восстановлен.

Источник: Википедия

0

4

http://upload.bbfrm.ru/pixel/d249ea16d9b674ee68963cc568629c81/1/Гость/мифическое_оружие/3692.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/efeeb37069f8967f5b7688e05cbde70d/2/Гость/мифическое_оружие/3692.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/cc8aeb5e81a23340c15841b61bda1d61/3/Гость/мифическое_оружие/3692.jpg

0


Вы здесь » Серьезный форум для серьезных людей » Оружие » Легендарное оружие