Король под горой
Король под горой или Спящий герой — традиционный мотив фольклора и мифологии, встречающийся в легендах многих народов, по преимуществу западноевропейских. Истории данного типа повествуют о легендарных героях, часто сопровождаемых вооруженным отрядом соратников, которые спят в земных недрах — горных пещерах, на удалённых островах или в потустороннем царстве[1], и проснутся, когда их родина будет испытывать трудности. Данный герой зачастую является исторической фигурой и военным лидером, оставившим след в истории той страны, где показывают данную гору, проигравшим свою последнюю битву и погибшим в ней, но любимым народным сознанием.
Истории, собранные братьями Гримм, охватывают таких персонажей, как императоры Фридрих Барбаросса или Карл Великий. Обычно пребывание героя под горой является тайной, несмотря на то, что со дня его гибели прошли века, пока какой-либо любопытствующий случайно не набредает на пещеру (обычно в поисках потерянного животного). Почти всегда в рассказе фигурирует длинная борода, которая отросла у героя, пока он спал.
В версии братьев Гримм герой пробуждается и заговаривает со случайным прохожим, задавая ему вопрос: «Орлы (или вороны) еще кружат над вершиной горы?». Прохожий (или таинственный голос) отвечает утвердительно, тогда герой прогоняет его: «Уйди! Мое время еще не пришло».«Бритты Уэльса всегда помнили, что Артур не умер, но, смертельно раненый, был увезен на священный, недостижимый для простых смертных остров — на настоящий Авалон. И там исцелились его раны, и он вернулся на землю Британии и там ждет часа явиться вновь, когда наступит крайняя опасность для британской земли.
Рассказывают, что однажды некий крестьянин (...) у корней обнаружил вход в пещеру. Забравшись в лаз и протиснувшись мимо колокола, оказался он в просторном зале, и зрелище, открывшееся ему, было прекрасным и дивным. Лежали в пещере спящие воины, в древних доспехах и при мечах. На изукрашенном троне спал старый король в золотой короне, и на коленях его лежал обнаженный меч. Все вокруг сверкало драгоценными камнями, и у ног спящего короля возвышались груды золота и серебра.
Не решился крестьянин тронуть здесь ничего, кроме золотых монет. Набив ими карманы, отправился он обратно, но задел ненароком тяжелый гулкий колокол, и раздался в пещере низкий долгий звук. Тогда очнулся ото сна король на троне и открыл глаза.
— Настал ли День? — спросил он.
— Нет еще, нет! Спите дальше! — воскликнул перепуганный крестьянин.
Молвил тогда король:
— Хорошо, что сказал ты так. Теперь же уходи отсюда, дабы не пробудились мои воины раньше срока.
И снова погрузился в сон. А крестьянин выбрался из пещеры и никогда больше не смог найти вход в нее».[2]
Это связано с тем, что герой, любимый народной фантазией и считавшийся погибшим в смертельной битве, на самом деле будто бы не потерпел поражение, а был спасен каким-либо мистическим покровителем, и в данный момент спит в горе, ожидая призыва, чтобы проснуться вместе со своими рыцарями и спасти свою нацию в день смертельной опасности. Птицы должны указать ему на этот день.
Прохожий, как правило, страдает от случайно узнанной тайны: он мгновенно стареет, его голова седеет, и зачастую он умирает, успев лишь поведать свою историю. Обычно это связывается с тем, что в подобной пещере, которая относится к потустороннему миру, время течет с иной скоростью, чем на земле[3] — то есть таким образом эти прохожие являются первыми путешественниками во времени в европейской литературе.
Классификация сюжетов Антти Аарне связывает данный мотив (№ 766) с историей семи спящих отроков Эфесских, которые были замурованы языческим императором в пещере, но проснулись несколько веков спустя, когда пещера была обнаружена.
Восточные источники
Существует мнение о восточных корнях мотива, как указывает Юлиус Эвола:
«...Легенда о заснувшем короле Артуре является одной из многих форм общего мифа о невидимом вселенском императоре [...], а также о его проявлениях. Эта тема возникает начиная с самой глубокой древности, и она тесно связана с доктриной «циклических проявлений», аватар.
В индуистской традиции мы сталкиваемся с темой Махакашипы, который спит в горе, но должен проснуться, когда задуют в раковины в момент нового проявления принципа, уже ранее обнаружившего себя в форме Будды...
Аналогичная иранская традиция повествует о герое Керсаспа, который, будучи раненым [...], пережил в летаргическом состоянии века в окружении ухаживающих за ним женщин-фраварти (подобно тому, как раненый король Артур продолжает жить на острове женщин, владеющих врачебным искусством).
Но самой важной формулировкой этого мотива является доктрина Калки-аватары, связанная с историей Парашу-Рамы. Парашу-Рама не умер, он удалился в аскетическую обитель на вершине горы Махендра, где он и живет вечно. Когда наступят последние времена, в соответствии с циклическими законами проявление в форме сакрального короля, который победит «темный век» и который будет носить имя «Калки-аватара». Калки символически рождается в Шамбхале»[2].
Cписок спящих героев
Cтатуя императора Фридриха Барбароссы у горы Кифхаузер. Отросшая борода императора оплетает трон
Залмоксис — полумифический правитель гето-даков, удалившийся в «подземное жилище».
Легендарный прародитель скифов Скиф удалился в каменную стену Рипейских гор, выйдет, когда беда будет угрожать его народу.
Британские острова:
Король Артур спит на острове Авалон, куда был увезен четырьмя загадочными королевами с поля битвы, где его смертельно ранил Мордред.
Волшебник Мерлин колдовством был усыплен Нимуэ и спит под холмом
Король Бран Благословенный (Уэльс)
Герой Финн Мак Кумал заснул в пещере под Дублином вместе со своими фениями под скалой кузнеца на острове Скай. Если кто-нибудь войдет туда и трижды подует в Деревянного Свистуна, который лежит рядом с Финном, они поднимутся живыми и здоровыми, какими были прежде[4]. (Вариант — Финн превратился в колонну)
Сэр Фрэнсис Дрейк. Вернется, когда услышит стук своего барабана (Drake’s Drum).
Джеральд Фитц-Джеральд, 8-й эрл Килдер (Gerald FitzGerald, 8th Earl of Kildare), Ирландия, чернокнижник, спит со своим войском под Curragh.
Оуайн Глиндур, последний уэльский принц Уэльса. Спит в Castle Cave в Gwent waiting со своими воинами, чтобы однажды проснуться и вернуть Уэлсу независимость.
Уэльский вождь Овайн Хлаугох (Owain Lawgoch) спит в пещере замка Кастелл Каррег Кеннена в Южном Уэльсе вместе с воинами. Он и дружина будут спать там, пока их не разбудит звук рога и лязг оружия на Риугох [Rhywgoch], и тогда они восстанут и победят саксонских врагов, прогнав их со своей земли.
Византия:
Император Константин XI Драгаш cогласно греческой легенде был превращен в мрамор
Германия:
Король Генрих I Птицелов. Спит под горой Rammel. Перед смертью заложил три камня в стены города Гослар, со словами, что он вернется, когда они выпадут, но поскольку неизвестно, что это за камни, вынуть их нельзя.
Император Карл Великий спит в подземельях своего замка в Нюрнберге
Император Фридрих Барбаросса. Спит под горой Kyffhäuser в Тюрингии или под Untersberg в Баварии (также под этой горой помещают императора Карла).
Император Фридрих II. Спит в горах Зальцбурга. «В один чудесный день, когда засохшая груша вдруг принесет плоды, Спящий Король встанет из-под земли и снова соберет свои полки…».
Евгений Савойский (принц Ойген)
Восточная Европа:
В горе спит король жемайтов (великаны) войско святого Казимераса. Войско проснется, когда Литва попадет в опасность.
Молдавский князь Стефан III Великий
Польские рыцари, спящие под Татрами
Сербский Кралевич Марко: «Его меч спрятан под большим камнем, но понемногу выдвигается из скалы: конь, стоя перед господином, жует понемногу пшеницу из большой торбы. Когда весь меч выйдет наружу и конь сжует всю пшеницу, тогда проснется Марко-Королевич и пойдет на защиту своего народа».
Чешский князь Вацлав Святой. Спит под горой Blaník. В той же горе спит гусистское войско.
Голем, чьи останки замурованы в фундамент пражской синагоги, воспрянет и защитит еврейский народ
Король Ячменьк, правитель Моравии
Согласно венгерским верованиям, Csaba, сын Атиллы
Венгерский король Матьяш Хуньяди — как фольклорный персонаж Kralj Matjaž
Тарас Шевченко согласно некоторым легендам спит под Чернечей горой возле Канева (где и похоронен). Но в одной говорится и о Лавре.
Скандинавия:
Принц Ожье Датчанин. Спит под замком Кронборг. Вариант — его забрала фея Моргана на Авалон, откуда он вернулся 200 лет спустя чтобы принять участие в битвах во Франции.
Норвежский король Олаф I Трюггвасон
Герой финского эпоса Вяйнямёйнен, персонаж Калевалы, садится в лодку и обещает вернуться, когда его народу потребуется помощь.
Испания и Португалия:
Боабдиль, последний исламский правитель Гранады, вместе с войском спит в холмах вокруг города
Португальский король Себастьян I. Точное место упокоения не известно, но «он когда-нибудь вернется и спасет страну».
Бернардо дель Карпио спит в пещере в Астурийских горах
США:
Индейский вождь Текумсе — поздняя легенда, явное заимствование из фольклора европейских переселенцев.
Франция:
Император Наполеон — пожалуй, единственный персонаж истории Новейшего времени, попавший в этот список. Как и король Артур — находится на острове (в связи с обстоятельствами своей смерти). По уточнениям филологов, Наполеон все же относится к неупокоенным духам.
Швейцария:
Вильгельм Телль. Вариант: «Три Телля» — люди, одетые в старинную одежду, спят в горах у озера Waldstätter.
Армения:
Богатырь Мгер Младший ушел в скалу («Давид Сасунский»)
Горные массивы с безымянными героями
Гигант, превратившийся в горный массив Giewont (Польша)
Безымянный гигант, спящий под горой Plynlimon (Великобритания)
Sleeping Giant в штате Коннектикут. Согласно представлениям индейцев, в один из дней внезапно проснется и уничтожит мир.
Гора Юта (Ute Mountain), штат Колорадо