Готфрид Бульонский, Годфруа де Бульон (фр. Godefroi de Bouillon) (ок. 1060, Булонь—18 июля 1100, Иерусалим) — лорд Бульонский (1076—1096), герцог Нижней Лотарингии (1087—1096), один из предводителей 1-го крестового похода 1096 − 99 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства (с 1099), отказавшись короноваться в городе, где Христос был коронован терновым венцом; Готфрид вместо королевского титула принял титул — «Защитника Гроба Господня» (лат. Advocatus Sancti Sepulchri).
Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры (Акки). Также есть версия, что погиб от холеры.
Готфрид был голубоглаз и имел русую бороду; отличался недюжинной физической силой – классический образ рыцаря-норманна. Его простота, но твердость в принятии решений и реализации планов, неприхотливость, обходительность с вассалами были известны всем. А абсолютно искренняя набожность контрастировала с духовными устремлениями большинства крупных феодалов того времени, больше озабоченных ослаблением роли церкви и с вожделением поглядывающих на монастырские земли. Именно эта черта выдвинула Готфрида на главенствующую роль на последнем этапе Первого Крестового похода (1096 – 1099).
На знаменитом церковном соборе в Клермоне 27 ноября 1095 года (что показательно только на десятый день его "работы") Папа Римский Урбан II произнес речь, в которой призвал христиан освободить Святые места. Главную мысль этого выступления донесли многочисленные хронисты: "Пусть же прекратится ваша ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и заснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю у этого нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течет медом и млеком. Иерусалим – это пуп земли... второй рай".
Конечно же, римский первосвященник думал, что какая-то часть феодалов вместе с неимущими мирянами откликнуться на этот призыв. Но папа был абсолютно поражен реакцией и простолюдинов, и рыцарей, и феодалов. Толпа в неистовстве восклицала: "Так хочет Бог! " Отпущение грехов, и совершенных, и еще не совершенных, а также обещанный "второй рай" с "медом и млеком" – все это и привело в движение громадные толпы. Люди нашивали кресты и начинали готовиться к походу.
Для Западной Европы Крестовые походы стали своего рода выходом накопившейся в громадном количестве энергии, усиленной демографическим взрывом, голодом, чумой и катастрофической нехваткой земли как для рыцарей и крупных феодалов, так и крестьян. И уж, конечно, для неизменных спутников всех крупных предприятий – авантюристов – крестоносное движение стало раем на земле.
Крупные феодалы и их вассалы не стояли в стороне, но несколько припозднились. Многим было что терять. Находившиеся же в состоянии религиозной экзальтации толпы крестьян с женами и детьми, нищенствующие рыцари и отъявленные авантюристы, решившие поживиться по пути чужим добром, ранней весной 1096 года через Германию, Венгрию и Сербию двинулись к Константинополю. Возглавили их монах Петр Амьенский и рыцарь Готье Неимущий. Массовая жертвенность этих сотен тысяч людей шла рука об руку с озлоблением общества (как не вспомнить жестокие еврейские погромы, организованные крестоносцами еще в Германии, разбойничье поведение по дороге к Византии). По пути доставалось и христиан – венграм, сербам и болгарам. Они отвечали тем же, уничтожив несколько десятков тысяч пилигримов.
Византийский император Алексей Комнин весьма побаивался франков – как называли всех католиков, ведь уроженцы Франции составляли среди крестоносцев большинство. Потому он не пустил их в Константинополь и помог этому злополучному "воинству" переправиться в Малую Азию, где крестоносцев ожидал ад – турки-сельджуки складывали целые горы из их трупов. Шел октябрь 1096 года.
...Готфрид Бульонский готовился к походу основательно. Он продал Верденское графство и собрал огромное войско – до 90 тысяч отменно вооруженных рыцарей и пехотинцев. 15 августа 1096 года, в назначенный папой срок, они из Бульона начали поход через Майнц, Вену и Буду. К Константинополю эта армия подошла первой – 23 декабря 1096 года.
Из Нормандии несколько позже отправились герцог Нормандии Роберт (отдавший свои владения в залог) и граф Фландрии Роберт Фриз. Из Парижа выступали собственно "французы" граф Гуго де Вермандуа, родной брат короля Филиппа I и Стефан Блуаский и Шартрский. В Южной Италии формировалась самая малочисленная (до 20 тысяч), но отлично вооруженная, прошедшая горнила войн с Византией, армия князя Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда. Провансальцы Раймунда Тулузского, а это почти 100 тысяч воинов, шли через Италию, Далмацию и горы Эпира.
Армии крестоносцев, общее количество которых оценивают как минимум в 300 тысяч, расположились у стен Константинополя. Алексей Комнин решил повязать крупнейших баронов вассальной присягой и... отправить их в Малую Азию завоевывать свои будущие лены. Он не примкнул к походу напрямую, помогая крестоносцам провизией и выставив лишь наблюдательный отряд. Православный император не мог участвовать в походе, освященном папой "варваров-латинян". Готфрид Бульонский решительно отказался принимать присягу, сказав, что он посвятил этот поход Богу. Знаменитая византийская дипломатия и здесь взяла верх, ловко поссорив Раймунда Тулузского и Готфрида Бульонского с Боэмундом Тарентским, взяв таки с провансальца и лотарингца "усеченную" присягу.
Ровно два года двигались крестоносные армии от берегов Малой Азии до вожделенной мечты. В июне 1097 года крестоносцы вернули византийцам их священный город Никею, где проходил Вселенский собор 325 года, на котором был выработан и принят символ веры всех христиан.
1 июля 1097 года крестоносцы наносят туркам-сельджукам, возглавляемым Кылыч-Арсланом и Данишмендом, сокрушительное поражение при Дорилее. После этой победы путь их проходит по выжженной солнцем Анатолийской равнине к горам Тавра. Князья и бароны начинают подумывать о своих собственных ленах. Турки-сельджуки переходят к тактике партизанской войны. Лишь к концу зимы следующего года крестоносцы подходят к Киликийской Армении. Здесь они находят союзников – армян-григориан. В одном из армянских княжеств – Эдесском – младший брат Готфрида Бульонского Балдуин решил остановиться. Местный князь Торос даже усыновил Балдуина и уж очень скоро умер...
С октября 1097 года по июнь 1098 года продолжалась борьба христиан и мусульман за город-крепость Антиохию – ворота к Иерусалиму. Лишь после подвоза англичанами осадных орудий и необходимых материалов крестоносцы приступили к сооружению башен. 3 июня после подкупа коменданта одной из башен крепости крестоносцы ворвались в город и предали его разграблению. Уже через день осаждавшие и осажденные поменялись местами, к стенам города подошли превосходящие силы эмира Мосула Кербоги. 28 июня крестоносцы, воодушевленные найденным копьем, которым был пронзен Спаситель, совершили вылазку, завершившуюся полным разгромом турок-сельджуков.
Несколько месяцев крестоносцы отдыхали, залечивали раны в Антиохии. Но затем начались распри, зачастую переходящие в кровавые столкновения. На фоне постоянных "разборок" между провансальцами и норманнами роль и влияние Готфрида Бульонского все больше возрастали, а простые воины и рыцари, горевшие желанием идти к Иерусалиму, высказывали открытое неповиновение баронам.
К Иерусалиму, недавно захваченному каирскими Фатимидами, 7 июня 1099 года подошли лишь 25 тысяч воинов – жалкие остатки некогда могущественной армии. Остальных поглотили битвы, голод, болезни. Часть крестоносцев оставались в гарнизонах на землях Малой Азии и Сирии.
12 июня попытка взять город приступом завершилась полным крахом. Все изменилось с приходом кораблей с запада – шесть генуэзских и четыре английских корабля доставили материалы и плотников. После объявления нового поста 8 июля босые воины совершили крестный ход вокруг города. 15 июля в 12.00 на третий день штурма крестоносцы сумели перекинуть несколько балок между осадными башнями и стенами. Первыми ворвались в город два фламандских рыцаря, а за ними Готфрид Бульонский. "Мечи обнажив, рыскают франки по городу, они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады...", – читаем мы в Хронике Фульхерия Шартрского. Дикая резня – не щадили ни мусульман, ни иудеев – завершилась молитвой.
"Там, где распяли Христа, не может быть короля! " – заявили в один голос и монахи, и бедные паломники. Готфрид Бульонский отказался стать королем, предпочтя короне титул "Защитника Гроба Господня".Умер Готфрид Бульонский, которого называют рыцарем без страха и упрека, через год после своего триумфа – 18 июля 1100 года. Его гробницу разместили при входе в часовню Адама у горы Голгофа. А его наследовал брат Балдуин, который уже был свободен от всяческих сантиментов и принял титул короля Иерусалимского.
"Ни один клинок христианского мира не обладает такой притягательной силой, как этот, – ни одни клинок из всей этой ржавчины в наследственных залах Европы не может вызвать такие романтические видения у тех, кто смотрит на него... Он пробуждает в человеке память о священных войнах, спавшую в нем годами, и наполняет его мысли одетыми в броню образами... Он говорит с ним о Балдуине и Танкреде, о благородном Саладине, и великом Ричарде Львиное Сердце", – писал о мече Готфрида Бульонского Марк Твен. А неисправимый романтик виконт де Шатобриан апофеозом своего паломничества в Иерусалим решил сделать посвящение в рыцари Гроба Господня на гробнице Христа с неизменным ритуалом – ударом плашмя этим самым мечом Готфрида Бульонского.