Серьезный форум для серьезных людей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Серьезный форум для серьезных людей » История » Орден Тамплиеров


Орден Тамплиеров

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Первые сведения об ордене Храма дает историк Гийом Тирский между 1169г. (?1175) и 1184г. (?1185) в своей книге "История заморских событий" ("Historia rerum in partibus transmarinis gestarum"). Согласно ему орден был основан в 1118г. Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер которые явились ко двору короля Иерусалима Балдуина II и попросили дозволения охранять паломника на пути от Яффы до Иерусалима. Король отдал в их распоряжение южное крыле дворца, близ Храма Господня. Так через десять лет будущий орден получил свое название – орден Храма.
   Изначально орден был всего лишь компанией из 9 рыцарей. Вот их имена (орфография может варьироваться): Гуго де Пейн, Годфруа де Сент-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Ролан, Жоффруа Бизо, Пэйн де Мондидье, Аршамбо де Сент-Аман. Рыцари обещали жить всегда как обыкновенные монахи, без имущества, согласно обетам целомудрия и послушания. Король и его вельможи, а также патриарх Иерусалимский и прелаты церкви, дали им доходы от своих имений, кто на срок, а кто – навечно.
   Странно то, что историк Фульхерий Шартский, который жил в то время в Иерусалиме и из дня в день занимался тем, что описывал царствование своего короля, не упоминает ни о Гуго де Пейн ни о каком либо другом рыцаре, посвятившем себя защите паломников.
   В 1127г. король Иерусалима отправил Гуго де Пейна, с посольством к папе Гонорию II с целью добиться у святого отца объявления нового крестового похода или, по крайней мере, выделения как можно большего числа христианских воинов для защиты Иерусалима. Помимо папы римского Гуго де Пейн должен был посетить графство Анжу, где должен был вести переговоры о свадьбе Мелисенды, дочери Балдуина II, и Фулька V, графа Анжу. Гуго отправился в Европу с рекомендационным письмом Балдуина II к Бернару Клервоскому, дяде Андре де Монбар, в котором он настоятельно просил святого отца оказать поддержку рыцарям Гуго де Пейна.
   14 января 1128г, в Труа был созван собор, на котором папа Гонорием II официально утвердил орден Храма, его Устав (латинский) и назначил Гуго де Пейна Великим магистром ордена. Орденский Устав и Правила были подготовлены при участии Бернара Клервонского и походили на Устав и Правила ордена Цистерцианцев.
   В 1128г. св. Бернар написал в честь ордена трактат (грамоту) "Хвала новому рыцарству" ("De laude novae militiae") где призывал рыцарей благородных кровей пополнять ряды ордена Храма.

Источник: Зарождение Ордена

Список Великих магистров ордена Храма
1118 - 1136 Гуго де Пейн (Hugues de Payns)
1136 - 1149 Робер де Краон (Robert de Craon)
1149 - 1151 Эврар де Бар (Evrard de Barres)
1151 - 1153 Бернар де Трембле (Bernard de Tremblay)
1154 - 1156 Андре де Монбар (Andre de Montbard)
1156 - 1169 Бертран де Бланшфор (Bertrand de Blanchefort)
1169 - 1171 Филипп де Милли (Philippe de Milly)
1171 - 1179 Одон де Сент-Аман (Eudes de Saint-Amand)
1180 - 1184 Арно де Ла Тур Руж (Arnauld de la Tour-Rouge)
1184 - 1189 Жерар де Ридфор (Gerard de Ridefort)
1191 - 1193 Робер де Сабле (Robert de Sable)
1194 - 1200 Жильбер Эраль (Gilbert Erail)
1201 - 1209 Филипп де Плессье (Philippe de Plessis)
1210 - 1219 Гийом де Шартр (Guillaume de Chartres)
1219 - 1232 Пьер де Монтегаудо (Pierre de Montaigu)
1232 - 1244 Арман де Перигор (Armand de Perigord)
1244 - 1247 Ришар де Бюре (Richard de Bures)
1247 - 1250 Гийом де Соннак (Guillaume de Sonnac)
1250 - 1256  (1252?) Рено де Вишье (Renaud de Vichier)
1256 (1252?) - 1273 Тома Беро (Thomas Beraud)
1273 - 1291 Гийом де Боже (Guillaume de Beaujeu)
1291 - 1293 Тибо Годен (Thibaud Gaudin)
1294 - 1314 Жак де Моле (Jacques de Molay)

Источник: Мельвиль "История Орден Тамплиеров"

Хорошие статьи по истории Ордена : Орден тамплиеров

Книги по тамплиерам (лично мной прочитанные):
Мельвиль "История Ордена Тамплиеров" -  :cool: советую
Бордонов " Повседневная жизнь тамплиеров в 13 веке"
Олсен "Наследие тамплиеров"
Дезгри " Тайные знания Ордена Тамплиеров"
Рид "Тамплиеры"  :cool:  почитать можно
Фанторпы " Тайные сокровища тамплиеров и Святой Грааль"  :insane:  не советую
Маркаль "Жизор и загадка тамплиеров"   :cool:  советую

+1

2

Для ОИКО

Знамя тамплиеров.

Кардинал Жак де Витри, епископ Акры, частый компаньон храмовников в их военных экспедициях, так описывает религиозный и боевой дух братьев Ордена:

   
   
   

Два рыцаря ордена Храма.
"Chronica majora" Матвей Парижский
   
   
   

Знамя ордена Храма.
"Chronica majora" Матвей Парижский

   
   
   

Знаменосец ордена Храма.
"Chronica majora" Матвей Парижский

   
   
   

Знамя ордена Храма.
"Historia Anglorum" Матвей Парижский

   
   
   

Тамплиеры в битве.
Фреска в орденской церкви в Сан-Бевиньяте, Перуджа.       "Когда звучит призыв к оружию, они никогда не считают врагов, да и зачем им это? Львы в битве, агнцы в монастыре; отважные воины на поле боя, кроткие монахи в молитве; свирепые и беспощадные к врагам Иисуса Христа, они добры и милосердны к христианам. В битве они несут перед собой знамя, разделенное на черную и белую половины, в знак того, что они справедливы и милостивы к христианам, и грозны и ужасны для врагов. Сами братья называют это знамя Beau-seant либо Bien-seant".
   
   Эрнуль (оруженосец Балдуина Ибелина и хронист) пишет, что с самого основания Ордена братья имели знамя, называемое Bauçant.
   Есть также и такая версия, что знамя называлось baucant (пегое).
   Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле. Значение цветов знамени до сих пор неясно. Означало ли оно победу сил добра над злом? А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах? Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
   Изображения знамени у различных хронистов различаются, какая именно часть была белой, а какая - черной. Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись. В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
   В то же время он в другом своем труде, Chronica majora, приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum).
   Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино. Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным). Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. Можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
   Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра, тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя. Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
   Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей). В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо "классической" роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки. Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет. А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени. В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена). Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241)

Источник: тут

http://www.templiers.info/templiers/templars_from_within/images/znamya_of_templars_05.jpg

0

3

Знамя тамплиеров.

Относительно происхождения названия и окраски знамени существует множество версий, некоторые из которых стали поводом для возникновения мифов. Разберем их по порядку.

   Название знамени.
   Поводом для появления интерпретаций послужило странное название знамени во французском уставе тамплиеров. В этом документе употребляются два наименования: «bauçan» и «baussant». Вот отрывок из Устава, в котором они приводятся: Le sénéchal porte un gonfanon bauçan (baussant)… 1
   Ни одно из этих слов не встречается ни в старо-французском языке, ни в латыни.
   С другой стороны сохранилось еще несколько источников, по-другому именующих знамя. Так, Жак де Витри (Jacobi de Vitriaco) в своей хронике «Historia Orientalis» говорит о знамени следующее: …vexillum bipartitu ex albo et nigro, quod nominat bauceant, praeuium habetes: eo quod Christi amicis candidi sunt et benigni; nigri autem et terribiles inimicis… 2
   Аноним, посетивший Палестину предположительно до 1187 г., описывая тамплиеров в бою, называет знамя «balzaus»: Тамплиеры превосходные войны. Они носят белые мантии с красным крестом, и когда они идут в бой, двуцветный штандарт, называемый "balzaus", несут перед ними. 3
   Наконец король Лев (Леон) II в письме папе называет знамя «balzanum».
   
    Разберем по порядку каждую из версий.
   1. bauçan и baussant
   В «Glossaire de la langue romane» приводится наиболее близкое по написанию слово «bauçant», что означает «cheval de petite taille» т.е. лошадь маленького размера, а так же «bausant» - cheval marque de noir et de blanc (досл. «лошадь помеченная черным и белым»), т.е. пятнистая лошадь. Это второе важно для нас еще и потому, что расцветка знамени была черно-белой, т.к. представляется, что название и расцветка как-то связаны. С другой стороны странно было бы, чтобы тамплиеры называли свой стяг, означавший призыв к бою, в честь лошади.
   2. bauceant
   Вторая версия, будучи наименее подтвержденной, породила, однако, множество легенд и мифов. Однажды неточно приведенная цитата в книге Ч. Дж. Аддисона, где фраза «Vexillum bipartitu ex albo et nigro, quod nominat bauceant, praeuium habetes…» была заменена на «Vexillum bipartitum ex Albo et Nigro quod nominant Beau-seant id est Gallica lingua Bien-seant…» (C.G.Addison «The history of the knights Templars» с.50; примечание), стала востребованной у мифотворцев. Есть основания считать, что Аддисон пользовался неверными источниками, однако многие историки, полагаясь на его авторитет, приводят именно цитату из его, между прочим, научно-популярного труда «История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, эсквайром из Внутреннего Темпла» в качестве первоисточника. В любом случае, это привело к целому ряду странных толкований и неверных интерпретаций, т.к. слово «beau-seant» состоит из «beau», что в современном французском означает «красивый; прекрасный» и «seant» - «приличествующий, пристойный». На этом базируется версия наименования знамени «великолепное», а так же идея о восточных корнях происхождения названия 4.
   Много неопределенности и с оригинальной цитатой. Во-первых, слов «praeuium» и «habetes» в латинском языке не существует. Однако зачастую в латинских текстах буквы «u» и «v» взаимозаменялись, хотя чаще заменялась «u» на «v». Так, в другой главе хроники Витри фраза «libri duo» заменена на «libri dvo». Возможна также описка автора или переписчика. Итак, представляется, что имелось в виду «praevium», что означает «предшествующий». В любом случае приставка «prae» означает «впереди; вперед».
   Слово «habetes» - это, вероятно, какая-то искаженная (или неверно написанная) форма глагола «habeo; habere», что означает «держать; носить; иметь». Итак, речь идет о том, что знамя несут впереди войска.
   Однако трудности перевода не ограничиваются искажениями. Не ясно значение слова «quod». Оно может означать «почему» (как adv.), но скорее «quod» в данном контексте является изменением местоимения «qui» в среднем роде (т.к. «vexillum» среднего рода) и означает либо «который», либо «так как». В таком случае мы получаем несколько разных предложений:
   1) Знамя, разделенное на белую и черную [полосы], почему (из-за чего) называется «bauceant», несут впереди.
   2) Знамя, разделенное на белую и черную [полосы], так как называется «bauceant», несут впереди.
   3) Знамя, разделенное на белую и черную [полосы], которое называется «bauceant», несут впереди.
   В первом случае – название знамени объясняется расцветкой, во втором – расцветка названием, в третьем – автор вообще не делает связи между ними. Я придерживаюсь третьего варианта, но не потому, что отрицаю название «пегое», а из-за того, что это предложение наиболее грамотно и обосновано стилистически. Кроме того, Витри приводит именно название «bauceant», что в переводе со старо-французского означает «pavillon»; «enseigne», т.е. флаг; хоругвь; знамя. Несмотря на это многие исследователи говорят о том, что «bauceant» означает «пегий», хотя «пегий» на старо-французский переводится как «baucent», но никак не «bauceant».
   3. balzaus
   Слова «balzaus» в старо-французском нет, но в современном французском есть слова «balzan» - белоногий (о лошади) и «balzane» - белая отметина на ноге (у лошади). Как видно эта транслитерация, как и первая, может быть предположительно связана с лошадью, точнее с окраской лошади. Однако другое родственное слово из итальянского языка – «balza» означает «кайма». Кайма – верхняя черная полоса на стяге.

   Таким образом, большинство версий этимологии названия знамени так или иначе связаны с черно-белой окраской лошади. Это легко объяснить сходным цветом самого знамени.
   Наконец если немного пофантазировать и представить, что в обиходе средневекового монаха-рыцаря могло быть черно-белым, первое что приходит в голову – это как раз лошади. В таком случае название характеризовало окраску знамени. Но с другой стороны ни одна транслитерация не совпадает по написанию со словом «baucent», и версия остается только версией.

   Окраска знамени.
   С причинами столь странной окраски знамени еще больше неясности.
   На этот счет существует две более или менее подтвержденные версии. Первая – «символическая», сформулированная Жаком де Витри. Епископ Акры говорит, что тамплиеры любезны и ласковы к христианам, но черны и страшны для врагов Христа, т.е. мусульман. Она заслуживает внимания, потому что Витри был в тесных контактах с тамплиерами и вполне мог знать их символику. Сам факт появления такого объяснения свидетельствует о том, что средневековый человек был склонен объяснять вопросы быта посредством образной символики.
   Исходя из того, что рыцари Храма были в первую очередь практиками (о чем свидетельствует детально проработанный Устав) можно предположить, что эта расцветка отражала состав Ордена, т.к. белые одежды полагались рыцарям, а черные – сержантам. Возможно стяг, поднимавшийся над полем битвы и подававший сигнал к атаке означал призыв к бою всех членов Ордена - и рыцарей, и сержантов. Кроме того, вполне логично, что черно-белые отряды рыцарей выступали под знаменем такого же цвета. Данное толкование объясняет и реверс цветов на знамени: в церкви храмовников, в Перуджии, рыцари изображены с бело-черным знаменем (белая верхняя полоса и черная нижняя), а в хронике Матвея Парижского – с черно-белыми щитами и знаменем.
   Таким образом, черно-белый, войдя в обиход тамплиеров из-за естественных бытовых потребностей, стал в некотором роде символом, отличительным знаком ордена.

_______________________
   1. "Сенешаль носит знамя «bauçan» («baussant»)…". Устав тамплиеров. Статуты сенешаля (п. 99).
   2. Дословный перевод: "…знамя, разделенное на белое и черное, потому (которое) называется «bauceant», впереди несущееся (предшествующие), потому (потому что?) друзьям Христа белоснежны и любезны (ласковы); но черны и ужасны для врагов". Перевод: "…знамя, разделенное на белую и черную [полосы], которое называется «bauceant», несут впереди, потому что [они, т.е. тамплиеры] любезны и ласковы к христианам, но страшны и ужасны для врагов".
   3. Цитата из книги М. Барбера «Новое рыцарство»: «The Templars are most excellent soldiers. They wear white mantles with a red cross, and when they go to the wars a standard of two colours called balzaus is borne before them».
   4. «Это идея совершенно восточная, белое и черное всегда использовались арабами в метафорическом смысле… Их привычный обычай приветствовать: Да будет твой день бел, что означает будь счастлив». (C.G.Addison «The history of the knights Templars» с.50-51 примечание.).

Источник: вот

0

4

Увидела - была удивлена разнообразием крестов!

Крест тамплиеров
       
   

Формы крестов, использовавшиеся Орденом Храма    27 апреля 1147 г. папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и магистра Франции Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста "с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным".
   Первоначально крести имел простую форму, не чем не отличную от креста, который пришивали на свои одеяния крестоносцы, когда отправлялись в поход. Со временем крест мог изменить форму на клиновидную. Изначально крест носился на плече. Однако в последний период существования ордена согласно тогдашним установлениям рыцари, сержанты и каноники носили крест на груди и на спине.
   Так все же, что представлял собой крест тамплиеров? Об этом было - и, несомненно, еще долго будет - много споров. Невозможность прийти к согласию по этому вопросу указывает, что речь идет не об одном кресте, а о нескольких.

http://www.templiers.info/templiers/templars_from_within/images/cross_of_Templars_000.jpg

Источник: тут

0

5

Похвала Новому Рыцарству Св. Бернара Клервосского

Бернард Клервосский

Гуго [де Пейену], рыцарю Христову и наставнику Христова воинства - Бернард, единственно по имени аббат Клерво, желает, дабы тот сражался сражением добрым.

Если только я не ошибаюсь, дорогой Гуго, не раз и не два, а трижды вы просили меня написать несколько слов во увещевание вам и вашим товарищам. Вы говорите, что если мне не дозволено держать копье, я хотя бы перо свое мог направить против врага-тирана, и что сия духовная, а не материальная, поддержка с моей стороны была бы вам не меньшим подспорьем. Я немало уже заставил вас прождать, но не оттого, что пренебрегаю вашей просьбой, а затем, чтобы меня нельзя было обвинить в легком и поспешном к ней отношении. Я боялся, что схвачусь за дело, которое лучше было бы совершить более умелой рукой, и которое из-за меня останется столь же важным для исполнения и еще более усложнится.

Посему, недаром прождав столько времени, я теперь сделал, что смог, и пусть мою неспособность не принимают ошибочно за нежелание. Да судит читатель, что получилось. Если иные найдут мой труд неудовлетворительным или не достигшим цели, я буду, тем не менее, удовлетворен, поскольку сумел дать вам все, сколько имел.

Глава первая. Слово увещевания к рыцарям Храма

Мне представляется, что новое рыцарство возникло недавно на земле, и именно в той ее части, которую посетил во плоти Свет с Востока. Как тогда Он тревожил князей тьмы силою Своей могучей десницы, так и ныне истребляет их последователей, чад неверия, рассеивая их руками могучих Своих. И ныне свершает он спасение народа Своего, вновь воздвигая рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего.

Сие, говорю я, новый род рыцарства, неведомый прошедшим векам. Неустанно ведет оно двоякую войну: против плоти и крови и против духовного воинства зла на небесах. Если некто противостоит врагу во плоти, полагаясь исключительно на силу плоти, я едва ли стал бы об этом говорить, ибо сие распространено достаточно широко. И когда война ведется силою духовною против пороков или демонов, это тоже не представляет собой ничего примечательного - хотя и само по себе достославно - ибо мир полон монахов. Но когда кто видел мужа, могуче препоясывающегося обоими мечами и благородством метившего пояс свой, и не счел бы сие явление достойным удивления, тем более, что до сей поры такое было неизвестно? Воистину, бесстрашен тот рыцарь и защищен со всех сторон, ибо душа его укрыта доспехами веры так же, как тело - доспехами стальными. То есть он вооружен вдвойне и не должен бояться ни беса, ни человека. Не боится он и гибели, - нет, он жаждет ее. Отчего бояться ему жить или умереть, если для него жизнь - Христос, и смерть - приобретение? Радостно и верно стоит он за Христа, но предпочел бы уничтожиться и быть со Христом, ибо сие - намного лучше.

Выступайте же уверенно, о рыцари, и с сердцем решительным гоните врагов креста Христова. Знайте, что ни смерть, ни жизнь не может отделить вас от любви Бога, пребывающей во Иисусе Христе, и в каждой опасности повторяйте: "Живем мы или умираем, мы - Господни". Что за слава - возвращаться с победою из подобной битвы! Сколь блаженно погибнуть в ней, ставши мучеником! Радуйся, отважный воитель, если ты живешь и побеждаешь во Господе, но паче того гордись и ликуй, если умираешь и ко Господу идешь. Воистину, жизнь плодотворна и победа славна, но святая смерть важнее их обеих. Если благословенны те, кто умирает во Господе, то сколь больше - те, кто умирает за Господа!

Воистину, дорога в очах Господних смерть святых Его, умирают ли они в бою или на постели, но смерть в бою дороже, ибо она - самая славная. Сколь спокойна жизнь, когда незапятнанна совесть! Сколь спокойна жизнь, говорю я, когда смерти ожидаешь без страха, или когда желаешь ее с чувством и приемлешь с почтением! Сколь свято и спокойно рыцарство это, и сколь всецело свободно оно от двойной опасности, которой рискуют те, кто сражается не за Христа! Когда выступаешь ты, о мирской воитель, то должен бояться, как бы телесная смерть твоего неприятеля не означала духовную гибель для тебя самого, или, быть может, как бы он тело твое и душу с ним вместе не погубил.

Для христианина, воистину, опасность или победа зависят от расположения его сердца, а не от судеб войны. Если он сражается за доброе дело, исход этого сражения не может быть дурен; также и если причины, им движущие, дурны, а намерения извращены, то и результаты нельзя считать благими. Если тебе случиться быть убиту, когда ты стремишься лишь убить другого, ты умрешь убийцей. Если одолеешь противника своей волей к победе и убьешь человека, будешь жить убийцей же. Не дело же быть убийцей, живым или мертвым, победителем или побежденным. Что за несчастная победа - победить человека, будучи при этом побеждену пороком, и тешиться пустой славой о его поражении, когда самого тебя поразили гнев и гордыня!

Но что же те, кто убивает не в лихорадке мести и не в опухоли гордыни, а лишь ради того, чтобы спасти себя самого? Даже такую победу не назову я благой, поскольку телесная смерть, воистину, есть зло меньшее, нежели смерть духовная. Душа не обязательно умирает, когда умирает тело. Нет, - умрет лишь душа грешащая.

Глава вторая. О мирском рыцарстве

Каков же конец или плод сего мирского рыцарства, или, скорее, мошенничества, как я должен его поименовать? Что, как не смертный грех для победителя и вечная смерть для побежденного? Позвольте же мне позаимствовать слово у апостола и призвать того, кто пашет, пахать с надеждою, и того, кто молотит, молотить с надеждою получить ожидаемое.

Какова же, о рыцари, та чудовищная ошибка, и что за невыносимое побуждение толкает вас в битву с такой суетой и тягостью, целью которых есть ничто, как смерть и грех? Вы покрываете коней своих шелками и украшаете доспехи свои не знаю уж, каким тряпьем; вы разукрашиваете щиты свои и седла; вы оправляете упряжь и шпоры золотом, серебром и дорогими каменьями, а после во всем этом блеске мчитесь навстречу своей погибели со страшным гневом и бесстрашной глупостью. Что это - убранство воина или же, скорее, женские побрякушки? Неужто вы думаете, что мечи врагов ваших отвратятся вашим золотом, пощадят каменья ваши или не смогут пронзить шелка?

Как сами вы, конечно же, нередко познавали на своем опыте, воину в особенности нужны следующие три вещи: он должен оберегать свою личность силой, проницательностью и вниманием, он должен быть свободен в своих движениях и он должен быстро вынимать меч из ножен. Тогда для чего же вы слепите себе глаза женскими локонами и опутываете себя долгополыми складчатыми туниками, хороня свои нежные, тонкие руки в неуклюжих широких рукавах? А паче всего, - невзирая на все ваши доспехи, - ужасная опасность для совести, ибо столь рискованное дело вы предпринимаете по столь незначительным и пустяковым причинам. Что же еще причина войн и корень споров меж вами, как не безрассудные вспышки гнева, жажда пустой славы или страстное желание ухватить какие-либо мирские владения? Воистину, небезопасно убивать или рисковать жизнью за такое дело.

Глава третья. О новом рыцарстве

Рыцари же Христовы могут без опасности сражаться в битвах своего Господа, не страшась ни греха, если поразят врага, ни опасности собственной смерти; ибо убивать или умирать за Христа не есть грех, а есть, напротив, могучее притязание на славу. В первом случае обретаешь нечто для Христа, во втором же - обретаешь Самого Христа. Щедр Господь, принимая смерть оскорбившего Его врага, и еще щедрей - отдавая Самого Себя на утешение Своему павшему рыцарю.

Рыцарь Христов, скажу я, может наносить удар с уверенностью и умирать с уверенностью еще большей, ибо, нанося удар, служит Христу, а погибая - служит себе. Он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое и в похвалу добрым. Если он убивает злочинца, то не становится человекоубийцей, а, если можно так выразиться, уничтожителем зла. Очевидно, что он - отмститель Христов злодеям и по праву считается защитником христиан. Если же самого его убьют, то знаем, что он не погиб, а вошел в тихую гавань. Когда причиняет он смерть, то это на пользу Христу, когда же смерть причиняют ему, то это ему самому во благо. Христианин прославляется во смерти язычника, ибо прославляется Христос; смерть же христианина - случай для Царя явить свою щедрость, наградив Своего рыцаря. В одном случае праведные возрадуются тому, что свершилась правда, в другом же скажет человек: "Истинно, есть награда для праведных; истинно, Бог - судия всей земли".

Я не имею в виду, что язычников надо избивать, когда есть иной способ не дать им изводить и преследовать верных; но лишь - что сейчас представляется лучше уничтожить их, нежели оставить жезл нечестивых над жребием праведных и дать праведным простереть руки свои к беззаконию.

Так что же? Если христианину никогда не дозволительно возносить меч, почему же предтеча Спасителя велел солдатам довольствоваться своим жалованием, а не запретил им следовать их призванию? Но если сие дозволено всем, кому это предначертано Богом (как то и есть, если только они не приняли призвания более высокого), кому, спрошу я, то может быть разрешено по большему праву, нежели тем, чьи руки и сердца держат для нас Сион, град силы нашей?

Таким образом, когда изгнаны преступающие Божественный закон, народ праведный, хранящий истину, может войти без опаски. Воистину, подобает, чтобы нации, любящие войну, были рассеяны, чтобы беспокоящие нас были отсечены, и чтобы творящие беззаконие изгнаны были из града Господня. Они занимаются тем, что выносят несчетные сокровища, помещенные в Иерусалиме христианскими народами, оскверняют святыни и обладают святилищем Божьим, словно своим наследием. Да падут же оба меча верных на вражьи выи, дабы уничтожить все высокое, возносящееся против знания Бога, которое есть христианская вера, да не говорят язычники: "Где Бог их?"

Когда они будут выброшены, вернется Он к наследию Своему и к дому Своему, который в Евангелии вызывал Его гнев: "Се, - сказал Он, - оставляется вам дом ваш пуст". Стенал Он чрез пророка: "Я оставил дом Мой; покинул удел Мой", и исполнит Он иное пророчество: "Искупил Господь народ свой и избавил его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа".

Радуйся, Иерусалим, и узнай, что ныне - время посещения твоего! Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Упала, ты, дева Израилева, повержена была на земле своей, и некому было поднять тебя. Ныне же встань, отряси с себя прах, о дева, пленная дочь Сиона! Поднимись, говорю тебе, и стой прямо. Не будут тебя более называть забытою, и землю твою именовать пустынею, ибо Господь любит тебя, и земля твоя вновь будет заселена. Подними очи твои, осмотрись и увидишь: все они собрались и идут к тебе. Вот - помощь, посланная тебе Святым! В них уже исполнилось древнее обетование: "Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь", и в другом месте: "Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме".

Не видите ли вы, как часто эти древние пророчества предвосхищали новое рыцарство? Воистину, о чем прежде слышали мы, то ныне и видим в городе Господа воинств. Конечно, нельзя допускать, чтобы эти буквальные исполнения закрывали нам глаза на духовный смысл текстов, ибо мы должны жить в вечной надежде, несмотря на земное исполнение пророческих слов. Иначе вещественное вытеснит невещественное, материальная скудость будет угрожать духовному богатству, и нынешние владения лишат нас будущего исполнения. Далее, преходящая слава столицы земной не затмевает славу небесной ее сестры, а, скорее, готовит нас к ней, по меньшей мере - до тех пор, пока и мы помним, что одна есть образ другой, и что мать наша - Иерусалим небесный.

Глава четвертая. Об образе жизни рыцарей Храма

Теперь - в качестве примера, или хотя бы в укоризну тем нашим рыцарям, что сражаются за дьявола, а не за Бога, кратко изложим жизнь и добродетели этих кавалеров Христовых. Посмотрим, как они ведут себя дома и как - в битве, как появляются на людях и каким образом рыцарь Божий отличается от рыцаря мирского.

Прежде всего, никоим образом нет у них недостатка в дисциплине, и не находится в небрежении послушание. Как свидетельствует Писание, сын непослушный погибнет, ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. Посему они приходят и уходят по приказанию своего старшего. Они носят то, что он им дает, и не смеют надевать или вкушать что-либо, поступающее из другого источника. Таким образом, они бегут всякого излишества в одежде и пище и довольствуются необходимым. Они живут, словно братья, в радостном и трезвом обществе, без жен и детей. Дабы не было никакого недостатка в их евангельском совершенстве, они селятся совместно, одной семьею, не имея никакой личной собственности, заботясь о том, чтобы хранить единство Духа в узах мира. Можно сказать, что все их множество имеет одно лишь сердце и одну душу, до такой степени, что никто не следует своей собственной воле, а старается следовать за командиром.

Никогда не сидят они без дела и не слоняются бесцельно, а по редким случаям, когда не находятся на посту, всегда заботятся о том, чтобы заслужить свой хлеб, чиня изношенные доспехи и изорванную одежду или просто наводя порядок. В остальном ими руководят общие нужды и приказания их наставника.

Между ними нет лицеприятия, и почтение оказывают заслугам, а не благородной крови. Они соперничают друг с другом во взаимном уважении и носят бремена друг друга, исполняя тем самым закон Христов. Ни одно неуместное слово, праздный поступок, несдержанный смешок, ни даже легчайший шепот или ворчание, будучи замечены, не остаются без исправления. Они отреклись от костей и шахмат и с отвращением отвергли гончую охоту; не услаждают себя нелепой жестокостью охоты соколиной, что у других в обычае. Что до шутов, чародеев, бардов, трубадуров и поединщиков, они их презирают и отвергают, как и многие иные тщеты и неразумные хитрости. Волосы они имеют короткие, в соответствии с речением апостола, говорящего, что постыдно мужу ухаживать за мягкими локонами. Редко они моются и никогда не сооружают причесок, довольствуясь видом растрепанным и запыленным, несущим отметины солнца и их доспехов.

Когда приближается битва, они вооружаются внутренне - верой, а внешне - сталью, а не украшаются золотом, поскольку их дело - вселять во врага страх, а не распалять его алчность. Лошадей они выбирают сильных и быстрых, а не видных и богато убранных, думают о сражении ради победы, а не параде ради зрелища. Мыслят они не о славе и стараются быть грозны, а не ярки. В то же время они не вздорны, не опрометчивы и не спешат сверх меры, а трезвы, предусмотрительны и благоразумно выстраиваются в четкие порядки, как и об отцах читаем. Воистину, подлинный израильтянин - муж мира, даже когда выступает на битву.

Оказавшись в пекле сражения, рыцарь сей отбрасывает прежнюю свою кротость, словно бы говоря: "Не ненавижу ли я тех, кто ненавидит Тебя, Господи; не мерзки ли мне враги Твои?" Мужи сии немедля яростно бросаются на врага, полагая его будто стадом овец. Насколько бы враг ни превосходил их числом, они никогда не относятся к нему как к войску жестоких варваров или к страшной орде. Не полагаются они и на свою собственную силу, но верят, что Господь воинств дарует им победу. Памятуют они слова Маккавеев: "Легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия, многими ли спасти или немногими; ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила". Бесчисленное количество раз видели они, как один человек преследовал тысячу, и двое обращали десять тысяч в бегство.

Так, чудесным и небывалым образом, представляются они кротче агнцев, но в то же время яростней львов. Не знаю, было ли бы уместнее называть их монахами или солдатами, но только, пожалуй, лучше было бы признать их и тем, и другим. Воистину, нет у них недостатка ни в монашеской мягкости, ни в воинской мощи. Что скажем мы об этом, кроме того, что сие было соделано Господом и чyдно в глазах наших. Это - избранные войска Божии, набранные Им со всех концов земли; доблестные мужи Израильские, поставленные усердно и верно стеречь тот гроб, где находится ложе истинного Соломона, каждый - с мечом в руке и прекрасно обученный военному делу.

Глава пятая. Иерусалимский храм

Помещения их расположены в самом храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, все великолепие первого храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего - религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем - благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость - подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочеными филенками.

Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом седлами, упряжью и копьями. По всем этим признакам наши рыцари явно показывают, что они воодушевлены той же ревностью по доме Божием, что некогда страстно воспламенила Самого их Вождя, когда Он, вооружив Свои пресвятые руки хотя и не мечом, но бичом. Свив оный из нескольких веревок, Он вошел в храм и изгнал купцов, деньги у меняльщиков рассыпал, и опрокинул столы у продававших голубей, сочтя неподобающим осквернять сей дом молитвы подобным торгашеством.

Посему, побуждаемые примером своего Царя, Его преданные солдаты считают еще более постыдным и нестерпимым, чем переполненность святого места торговцами, - осквернение его язычниками. Стоило им утвердиться в этом святом доме со своими конями и оружием, очистить его и прочие святые места от всякой нехристианской скверны и изгнать деспотичную орду, как они день и ночь стали заниматься упражнениями в благочестии и практическими трудами. Они особенно заботятся о том, чтобы чтить храм Божий усердным и искренним благоговением, принося набожным своим сужением не плоть животных по древним обрядам, а истинные жертвы мирные - братскую любовь, верное послушание и добровольную бедность.

Эти события в Иерусалиме потрясли мир. Слушают острова, и внимают народы дальние. Стекаются они от востока и от запада, словно поток изобильный, несущий славу народам, и река бурная, радующая град Божий. Что может быть полезнее и приятнее, чем наблюдать такое множество, идущее на помощь немногим? Что, как не двойная радость видеть обращение бывших безбожных разбойников, воров-святотатцев, убийц, лжесвидетелей и прелюбодеев? Двойная радость и двойная польза, ибо так же рады их соотечественники избавиться от них, как новые их товарищи - их принять. Обе стороны извлекли из этого обмена пользу, ибо последние усилились, а первых теперь оставили в покое. Посему радуется Египет их обращению и уходу, тогда как радуется гора Сион и ликуют дочери Иудины тому, что приобрели себе новых защитников. Прославляются первые тем, что освобождаются от рук их, тогда как последние имеют всякое основание ожидать освобождения теми же собственными руками. Первые с удовольствием видят уход своих жестоких притеснителей, тогда как последние с удовольствием принимают своих верных защитников; так что один приятно подкрепляется, тогда как другой выгодно покидается.

Такое отмщение придумал Христос своим врагам: могуче и славно возобладать над ними их же собственными средствами. Воистину, радостно и благоугодно то, что люди, так долго воевавшие против Него, теперь, наконец, воюют за Него. Так набирает Он Себе солдат из среды Своих врагов, как некогда превратил гонителя Савла в проповедника Павла. Поэтому я не удивлен, что, как утверждал Сам наш Спаситель, при дворе небесном больше радости бывает о покаянии одного грешника, нежели о добродетелях множества праведных мужей, не имеющих нужды в покаянии. Нет сомнения в том, что обращение столь многих грешников и злодеев сотворит ныне столь же много пользы, сколь много вреда причинили прежние их деяния.

Радуйся же, град святой, освященный Всевышним и соделанный Его скинией, дабы это поколение могло быть спасено в тебе и тобою! Радуйся, столица великого Царя, источник столь многих радостных и неслыханных чудес! Радуйся, владычица наций и царица провинций, наследие патриархов, мать апостолов и пророков, источник веры и славы народа христианского! Если Бог попустил, что тебя столь часто осаждали, то единственно ради того, чтобы представить отважным случай проявить доблесть и стяжать бессмертие.

Радуйся, страна обетованная, бывшая родником молока и меда для своих древних обитателей, ныне же ставшая родником целительной благодати и животворной пищи для всей земли! Да, говорю я, ты - та добрая и превосходная почва, что в плодородные недра свои приняла небесное семя из сердца предвечного Отца. Что за богатый урожай мучеников взрастила ты из этого семени! Твоя богатая почва произвела чудесные примеры всяческой христианской добродетели для всей земли - иные из них принесли плода в тридцать крат, другие в шестьдесят, а иные же во сто. Потому видевшие тебя счастливо исполнены огромным изобилием твоей сладости и вскормлены твоей великою щедростью. Повсеместно, куда идут они, распространяют славу о твоем прекрасном великодушии и рассказывают о сиянии славы твоей тем, кто ее не видал, возвещая чудеса, в тебе совершенные, даже до края земли.

Воистину, славное говорят о тебе, град Божий! […]

0

6

О ЧИСЛЕННОСТИ И БОГАТСТВЕ ОРДЕНА

Много   также  преувеличенного во всех рассказах о его   многочисленности  и богатствах.   Трагические   обстоятельства, сопровождавшие падение ордена, воспламенили   воображение современных историков, которые естественным образом склонны были преувеличивать контраст между его вчерашним процветанием и сегодняшним падением. Один анонимный современник говорит, что тамплиеры были настолько богаты и могущественны, что только тайное и внезапное нападение Филиппа Красивого могло достигнуть цели. Другой современник, Виллани, передает, что могущество их и их богатства были неисчислимы. Позднее оценки эти еще увеличились. Аббат Иоганн Триттенгейм категорически заявляет, что орден тамплиеров был самый богатый из всех мона­шеских орденов не только деньгами, но и землями, городами и замками по всем странам Европы. Современные историки в своем старании определить эти цифры пошли еще дальше. Мальар де Шамбюр полагает, что в момент их уничтожения их было до тридцати тысяч, и что они пользовались доходами в восемь миллионов турских ливров. Вильк в переводе на современные деньги определяет их доход в двадцать миллионов талеров и утверждает, что в одной Франции она могли выставить армию в пятнадцать тысяч всадников. Цеклер определяет их доход в пятьдесят четыре миллиона франков и насчитывает двадцать тысяч рыцарей. Даже мелочноточный Гавеманн невольно принимает невероятную легенду, согласно которой рыцари по своему могуществу и богатству могли соперничать со всеми князьями христианского игра. Наконец, Шотмюллер говорит, что в одной Франции насчитывалось до пятнадцати тысяч братьев, а во всем ордене их было более двадцати тысяч[1].

Строгая тайна, облекавшая все дела   ордена, низводит все эта цифры до степени простых догадок.   Что касается   числа рыцарей, то историки не приняли  во   внимание, что огромное большинство членов состояло из   братьев-служителей,   которые   не   были воинами,   а пастухами, землепашцами, слугами, обрабатывавшими   земли   и   работавшими в домах рыцарей, причем действительная сила ордена не увеличивалась несколько от их присутствия.   Сами тамплиеры ставили себе в заслугу,   что в течение ста   восьмидесяти лет они потеряли в Палестине двадцать тысяч своих братьев и мы в праве отсюда заключить, что никогда, в отдельный момент времени, общее число рыцарей не превышало нескольких тысяч. Когда на Вьеннском соборе было объявлено о роспуске ордена, то основывались на том,   что было собрано более двух тысяч свидетельских показаний;   так  как   показания  эти   исходили   от   заключенных,   допрошенных   во Франции,  Англии, Испании, Италии и Германии, то ясно, что общее число тамплиеров должно быть незначительно   сравнительно с цифрами,  обыкновенно   выставляемыми.   После, падения Акры Кипр был главной квартирой ордена; однако, во время массового ареста на острове оказалось только сто   восемнадцать   членов   всех  степеней.   Незначительное число подсудимых, выступившах в разных странах, чрезвычайно мало в сравнении с огромной общей цифрой,   приводимой обыкновенно хроникерами. Один   современник, горячей сторонник   папства,   выражает   горесть, которую причиняют  ему   справедливо наложенные   наказания   на пятнадцать тысяч  борцов   за   Христа,   и это можно считать приблизительным числом всех членов: если в этом числе мы сочтем пятнадцать сот рыцарей, то мы вероятнее всего увеличим, а не уменьшим истину.

Что касается средств ордена, то, по счастью, до нас дошло несколько свидетельств, откуда ясно, что богатства их были страшно преувеличены. Матье Пари установил, что в 1244 г. орден по всему христианскому миру имел девять тысяч замков, тогда как у гоcптальеров их было девятнадцать тысяч. Особенно тамплиеры процветали в Аквитании; около 1300 г. в одном счете десятинного сбора в пользу Филиппа Красивого на тамплиеров записано шесть тысяч ливров, столько же на госпитальеров, а на цистерцианцев двенадцать тысяч ливров. В регистрах королевского сборщика от 1293 г. упоминается в Оверни четырнадцать наставничеств тамплиеров, плативших в общем триста девяносто два ливра, тогда как наставничества госпитальеров, числом двадцать четыре, платали траста шестьдесят четыре ливра. Когда в 1298 г. Бонифаций VIII попросил помощи воинствующих орденов для своей войны, имевшей целью истребление фамилии Колонн, он определил контрибуцию с тамплиеров и госпитальеров по десяти тысяч флоринов с каждаго ордена, между тем, как Тевтонские рыцари должны были уплатить только тысячу марок [2]. Припомним, что современный историк определяет общий ежегодный доход обоих главных орденов в восемьсот тысяч ливров, большая часть которых, по всей вероятности, принадлежала госпитальерам.

Но благосостояние ордена было более чем достаточно для того, чтобы возбудить алчность королевских хищников; его могущество и его привилегии были достаточно велики, чтобы возбудить недоверие в уме даже менее подозрительного деспота, чем Филипп Красивый. Было выставлено много хитрых теорий, чтобы объяснить поступок Филиппа; но это равносильно тому, чтобы ставить себе ненужную задачу. Во время ссоры с Бонифацием VIII тамплиеры, хотя их и обвиняли в том, что они тайно, несмотря на королевские запрещения, посылали в Рим деньги, все же поддержали дело Филиппа и подписали акт, одобрявший и подтверждавший Луврский собор, на котором в июне 1303 г. Бонифаций был открыто обвинен в ереси, и одновременно был сделан призыв созвать новый собор, который решил бы вопрос. Отношения между королем и тамплиерами были, между прочим, настолько дружеские, что королевские грамоты от 10 июля 1303 г. показывают. что сбор всех королевских доходов по всей Франции был поручен тамплиеру Гуго де Перо, который впоследствии был избран гроссмейстером ордена. В июне 1304 г. Филипп подтвердил все привилегии тамплиеров, а в октябре издал указ, которым предоставлялись им новые прерогативы и в горячих выражениях восхвалялись их заслуги. В 1299 г. они дали ему огромную сумму в пятьсот тысяч ливров, как вдовью часть его сестры. Когда в 1306 г. Гуго де Перо потерял две тысяча марок серебром вследствие мошеннического исчезновения флорентийских банкиров Томассо и Ванно Моцци, Филипп быстро вмешался в дело и заставил аббата монастыря Св. Антония Эмона, бывшего поручителем банкиров, уплатить деньги.

Источник: тут

0

7

НАКАЗАНИЯ [по книге Ж. Бордонова]

Всем кто в ОИКО обязательно прочитать. Магистр.

Они подлежали немедленному исполнению и, кроме исключительных случаев (отсрочка), — без апелляций. После оглашения вердикта председательствующий, желая преподать спасительный урок, мог обратиться к осужденным братьям: «Извольте раздеться» (до пояса) и подвергнуть их бичеванию кушаком или ремнем. Разумеется, телесное наказание производилось публично, так же как предшествовавшее ему признание вины.

Наказания бывали различны и зависели от тяжести проступка и репутации провинившегося. Всего их насчитывалось девять, и счет открывали наиболее строгие:

1. Изгнание из обители (или окончательное исключение из Ордена).

2. Лишение духовного звания.

3. Временное лишение духовного звания.

4. Два дня епитимьи в неделю, в первую неделю — три дня.

5. Двухдневная епитимья.

6. Однодневная епитимья.

7. Пятничная епитимья.

8. Епитимья на усмотрение капеллана.

9. Отсрочка или передача дела в вышестоящую инстанцию.

Возможно, было и примирение, означавшее оправдание и полное прощение.

Исключение из Ордена следовало за совершение одного из девяти особо тяжких проступков, на которых стоит остановиться подробнее, ибо они со всей очевидностью свидетельствуют о строгости дисциплины среди тамплиеров. Это симония, нарушение тайн капитула, убийство христианина или христианки, содомия (страшный грех, «гнусный и смрадный»), мятеж, очевидная трусость, ересь, предательство (переход на сторону сарацин) и воровство.

Симония — это преступление, совершенное братом, который вступил в Орден противозаконно, путем подкупа или обещания такового, даже предложенного через посредника. Тот, кто за взятку принял его, терял звание тамплиера, право принимать новых братьев и осуществлять командование.

Санкции, которые налагались за нарушение секретов дисциплинарного капитула, на первый взгляд кажутся чересчур суровыми. Однако следует учитывать тяжесть последствий такого проступка для этих сообществ, разглашение мнений и кривотолки по поводу братьев-судей, месть, которую эти пересуды могли спровоцировать, соперничество, которое они могли породить. Нужно было, чтобы каждый имел возможность под покровом тайны свободно и полностью изложить свое мнение. И, не драматизируя ситуацию, разве не могло бы обескуражить любого члена Ордена сознание того, что он находится под подозрением или что его считают бесполезным для обители?

Бегство с поля боя также нуждается в комментарии. В принципе любое проявление трусости перед сарацинами под знаменем тамплиеров влекло за собой исключение из Ордена. На практике же существовала разумная градация. Если подобный проступок совершал тамплиер-рыцарь, вне зависимости от того, находился ли он в тот момент в доспехах или без них, он подлежал исключению из рядов Ордена. Но брат-служитель без доспехов — не способный, следовательно, оказать противнику достойное сопротивление — мог ретироваться без неприятных для себя последствий. Равным образом и рыцари, и братья-служители могли, выполняя приказ командира или его заместителя, отступить, если получили серьезное ранение. Ни под каким предлогом не следовало бросать знамя Ордена тамплиеров. Если оно пропадало, нужно было пробиваться к знамени госпитальеров или, за неимением такового, к любому христианскому стягу.

Что касается проступков, связанных с сокрытием вины, то Устав предусматривал различные наказания в зависимости от ее тяжести. В качестве сокрытия квалифицировались следующие случаи:

умолчание о серьезном препятствии (брак, духовное звание, тяжелая болезнь) при поступлении в Орден;

выход ночью из обители иным путем, нежели через ворота;

утаивание вещей и предметов в ходе инспекции;

отсутствие в обители более двух ночей без получения на то разрешения;

уход из обители по злобе или в дурном настроении, если уносится с собой что-либо сверх своей обычной одежды, и отсутствие в течение более двух ночей;

сокрытие каких-либо чужих вещей в своей переметной сумке или в сундуке (ларе).

Когда прозвучал приговор об исключении, виновный должен был предстать перед капитулом обнаженным по пояс, облаченным только в подштанники и шоссы, с ремнем, висящим на шее. Преклонив колени, виновный принимал дисциплинарное наказание принесенным с собой ремнем. После этого председательствующий вручал ему «хартию об увольнении». Но исключенный брат не мог уйти куда угодно по собственному выбору. Он должен был вступить в монастырь более строгого Устава, Бенедиктинский или Августинский, чтобы там до конца жизни искупить свою вину. В любом случае он не мог направиться к госпитальерам из-за соглашения, существовавшего между двумя орденами. Если он пытался уклониться от наказания и если его ловили в течение сорока дней, то заковывали в железо и препровождали в надлежащий монастырь.

Должен был покинуть обитель и тот из братьев, кто на свою беду заболевал проказой или иной болезнью, несовместимой с жизнью в братстве, — например эпилепсией или «вздутием» (?)[Очевидно — шистосомоз].

Хотя ложь, произнесенная во время вступления в Орден, влекла за собой исключение, учитывались и смягчающие обстоятельства. Если рыцарь по неясным причинам желал скрыть свое благородное происхождение и становился братом-служителем, данный им обет оставался в силе, но ему выдавали белый плащ в знак уважения к его рыцарскому достоинству. Если брат-служитель претендовал на звание рыцаря, его не изгоняли, но давали ему одежды и плащ черного цвета, как положено братьям-служителям, что соответствовало низшему чину. Если некий брат утаивал, что состоит в браке, его ждало строгое наказание, после чего его возвращали супруге, явившейся предъявить на него свои права. Но если жена скончалась или ушла в монастырь, виновному возвращали плащ. Сокрытие физического уродства или безобразящей болезни часто расценивалось снисходительно, ибо братья сознавали свое невежество в этой области. Чаще всего этих несчастных причисляли к «лишенным рассудка», то есть считали более или менее душевнобольными. Их отделяли от остальной братии из предосторожности и потому, что все в обители должно было совершаться гармонично и в тишине.

После исключения самыми суровыми и самыми жесткими наказаниями считались порка и лишение духовного звания. В каких случаях прибегали к подобным мерам? Когда в порыве гнева кто-то ударил другого, сбив с ног или разодрав тесемки плаща пострадавшего, схватив его за горло. После объявления приговора провинившийся возвращает Ордену коней, вооружение и доспехи, ибо лишение духовного звания равносильно причислению к низшему рангу Ордена, то есть к челяди. То же самое следовало и в том случае, если оказывалось, что некий брат вступил в половые сношения с женщиной — тогда, сверх того, он терял право дослужиться до какого-либо звания и отдавать команды. То же самое наказание ожидало тех, кто слишком настойчиво претендовал на лидерство. То же самое, если один брат ложно обвинял другого в проступке, каравшемся исключением, но не мог доказать его вины, отказываясь признать свою ошибку. То же самое, если тамплиер убивал слугу (или раба, если дело происходило на Востоке). То же, если тамплиер в гневе ранил или убил коня. То же, если он кичился одеждами, добытыми у мирян, выдавая их за полученные в обители. То же, если он без разрешения отдавал на сторону четвероногое животное, кроме собаки или кошки. То же, если он бунтовал против Ордена и из глупого сумасбродства упорствовал, отказываясь повиноваться. То же, если перед дисциплинарным капитулом провинившийся отказывался воздать благодарность за то, что открылась его вина и прегрешения были доказаны. Но имели место и иные случаи: повреждение большой печати, предоставление ссуды без разрешения, исполнение работы без приказа, отсутствие в течение одной ночи (после припадка гнева), швыряние в досаде своего плаща на землю, умышленный отказ от своего облачения... Перечень еще далеко не полон!

Устав содержит любопытные комментарии по поводу лишения духовного звания. Командор, поскольку не имел права самостоятельно принимать в Орден рыцарей, не мог без разрешения высшей инстанции подвергнуть их подобному взысканию, даже если провинившиеся являлись его подчиненными. Тем не менее дело касалось не особой привилегии рыцарей, но стремления избавить их от личной мести и оскорблений. Когда наказание налагалось вышестоящим лицом, оно принималось с выражением признательности.

Духовного звания лишали на один год и один день. В течение всего этого срока каждое воскресенье после чтения Евангелия наказанного брата подвергали бичеванию при полном стечении обитателей монастыря: рыцарей, братьев-служителей, оруженосцев, прислуги и мирян, явившихся прослушать мессу. Выдержав порку с покорностью и смирением, провинившийся натягивал тунику и возвращался в капеллу. Ну а если в течение столь длительного срока его поражала болезнь, что его ожидало? Подвергшийся наказанию лежал и питался в лазарете и, разумеется, на время болезни освобождался от порки. Болезнь не отодвигала окончания взыскания, ибо это время включалось в срок наказания, что представляется гуманным и логичным. Лишение духовного звания сопровождалось также постом, соблюдавшимся три дня в неделю, когда разрешались только хлеб и вода; постными днями считались понедельник, среда и пятница. Подвергшийся наказанию не имел права ни высказываться на дисциплинарных капитулах, ни свидетельствовать против других обвиняемых, ни тем более самостоятельно выдвигать обвинения. Когда же наконец капитул принимал решение возвратить ему духовное звание, он не мог сразу же занять место за столом в трапезной, но обязан был еще один день принимать пищу на полу, подостлав полу своего плаща.

Прочие виды наказаний (два дня епитимьи в неделю, а в первую неделю три дня; двухдневная и однодневная епитимьи) не сопровождались лишением духовного звания. Они налагались за незначительные провинности или применялись к братьям, до тех пор пользовавшимся безупречной репутацией. При трех первых поименованных видах наказания виновный приговаривался к исполнению работ, характеризовавшихся как «презренные»: мытье посуды на кухне, резка лука и чеснока, разжигание огня и особенно — «управление ослом», запряженным в тележку, которую еще нужно было нагружать и разгружать. Следовало стыдиться не наказания, но греха, за который оно налагалось. Эти наказания время от времени вносили разнообразие в несение военной службы, которая считалась благородным делом Ордена. Но по милосердию капитула и, видимо, в силу необходимости подвергшийся наказанию мог не прерывать своих обычных занятий. Следует отметить, что командор и председатель капитула не имели права ужесточать или смягчать наказание. Решение принималось большинством голосов, но рекомендовалось сокращать срок наказания, если виновный переносил его смиренно и мужественно. Когда капитул сокращал срок епитимьи, председатель вызывал виновного и объявлял ему:

— Прекрасный брат, наша братия оказывает тебе великую милость. Мы могли бы подвергнуть тебя длительному наказанию, но, по обычаям Ордена, поднимаем тебя с полу [Потому что отбывавшие наказание должны были принимать пищу сидя не за столом, а на полу.], ты же, ради Бога, остерегайся, чтобы не продлилось твое наказание.

Пятничная епитимья считалась самой легкой, хотя и заключалась в том, чтобы весь день просидеть на хлебе и воде и подвергнуться порке.

Что до наказаний, которым подвергал капеллан, то в основном они сводились к чтению молитв.

Отсрочка наказания диктовалась особой тяжестью преступления. Так, дело передавалось в вышестоящую инстанцию, если проступок был слишком серьезным для рассмотрения его на собрании капитула, если затрагивал репутацию всего Ордена или же носил исключительный характер и не был предусмотрен сводом действующего права, так что капитул предпочитал заявить о своей некомпетентности применительно к данному случаю. Но тот брат, дурное поведение которого было общеизвестно и который оставался неисправимым, несмотря на примененные к нему санкции, также мог ожидать отсрочки в решении своей судьбы до передачи на суд магистра. В Святой Земле в роли верховного суда выступал Великий магистр со своим капитулом. В остальных местах высшей инстанцией являлся провинциальный магистр, которому подчинялось то командорство, где разбирали дело.

0

8

ВСЕМ КТО В ОИКО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ! Магистр.

ОРДЕНСКАЯ ИЕРАРХИЯ [по книге Ж. Бордонова]

В обычное время тамплиеры формировали небольшую постоянную армию из нескольких тысяч человек, основу которой составляли пять сотен рыцарей и примерно тысяча братьев-служителей. В военное время к ним присоединялись отряды наемников, рекрутированных на месте и зачастую уступавших рыцарям по своим боевым качествам. Среди этих «крестоносцев поневоле» были и осужденные на смерть, но помилованные с целью отправки в Святую Землю.

Рыцари и братья-служители Ордена тамплиеров подчинялись, соответственно, своим командорам. Все они находились под руководством верховного магистра и его штаба, который включал в себя: сенешаля; маршала; командора Иерусалимского королевства; командоров Триполи и Антиохии; кастеляна; туркоплье; под маршала (брат-служитель); гонфалоньера (брат-служитель). Магистр никогда не носил титула Великого магистра Ордена тамплиеров. Это название встречается в более поздних грамотах и документах процесса над тамплиерами. Напротив, в хрониках его иногда именуют Верховным магистром. Именно в XIII веке он осуществлял верховное управление замками и владениями Ордена в Святой Земле, равно как и в провинциях Запада, хотя его полномочия были ограничены решениями капитула и строго определялись Уставом. Будучи господином для всех тамплиеров, он вместе с тем подчинялся обязательной для всех дисциплине и в принципе был одним из братьев среди прочих, назначенным Орденом и ответственным перед ним в своих решениях.

Магистр мог иметь лишь четыре лошади, на одну больше, чем у простых рыцарей. Но поскольку он представлял Орден и в этом качестве исполнял официальные обязанности, что ставило его на один уровень с высшими прелатами и государями, в его распоряжение предоставлялся туркоман, очень породистая, красивая и дорогая лошадь. Однако эта красивая лошадь давалась только в пользование. Свиту магистра составляли два советника, сопровождающие его повсюду, брат-капеллан, секретарь, брат-служитель и оруженосец, носивший его копье и щит. Он располагал также «сарацинским писцом» (переводчиком), туркополом, поваром и двумя мальчиками на побегушках. В мирное время он мог использовать для перевозки своего багажа двух вьючных лошадей и четырех во время войны. Каковы были его полномочия? Он, хотя и являлся верховным главой Ордена, в любой ситуации должен был принимать решения с учетом мнения своего совета или общего капитула. Он не имел права ни распоряжаться землями Ордена, ни отчуждать замки, ни брать их на свою ответственность без согласия капитула. Он не мог также по собственной воле начать войну, заключить или продлить перемирие. Он не имел даже полномочий для назначения должностных лиц, которое осуществлялось коллегиально: так становились сенешалем, маршалом, командором Иерусалима, командорами Акры, Триполи и Антиохии, равно как кастеляном монастыря и магистрами провинций Запада (Франции, Англии, Пуату, Арагона, Португалии, Апулии, Венгрии). Они не могли отправиться на Восток по простому вызову магистра Ордена, для этого необходимо было получить одобрение капитула. Напротив, командоры более низкого ранга назначались по усмотрению магистра. Он повсюду, куда бы ни отправился, имел право контролировать замки и владения Ордена. В его компетенцию входило распределение по командорствам личного состава, оружия и провианта с учетом потребностей, и никто не имел права что-либо утаивать от него. Если он должен был отправиться на Запад, на некоторое время покинув Иерусалимское королевство, то передавал свои полномочия командору Земли (Иерусалима) или же брату по собственному выбору. Если же он хотел отправить на Запад братьев, то не мог назначить их сам. Он давал распоряжение маршалу, командору Земли, кастеляну, командору Акры и трем или четырем членам совета пойти в лазарет: «Идите и выберите братьев, которых было бы целесообразно послать в заморские края ». Маршал и его компаньоны составляли список, который подавали ему. Затем капитул производил отбор. Одна из статей «Иерархических статутов» показывает, что, за исключением особых миссий, в Европу посылали только братьев, госпитализированных по причине возраста, болезни и полученного ранения. Кроме Испании и Португалии, где шла война против сарацин, братья, как уже говорилось, исполняли административные обязанности, руководили хозяйствами и предприятиями, были банкирами, занимались рекрутированием новых членов Ордена. Старые бойцы, раненные на войне, возвращались к жизни в миру, однако они до конца своих дней в меру своего таланта продолжали служить делу тамплиеров. Что касается магистра, то он не имел права уйти на пенсию. Обычно он умирал при исполнении своих обязанностей, чаще всего с оружием в руках, хотя во время битвы десять отборных рыцарей брали на себя труд по его защите. Тем не менее Орден мог его отстранить, как это было с Рено де Вишье. В конечном счете магистр, являясь выборным должностным лицом, был чем-то вроде президента, а не просто феодальным сеньором. Как на генеральных капитулах, так и на советах в узком составе решения магистра утверждались большинством голосов, хотя его престиж, авторитет и личные качества могли повлиять на исход голосования. И тем не менее он должен был неукоснительно подчиниться большинству.

Обычно магистр обедал в трапезной с братьями, только если у него не было приглашенных из числа мирян. Он имел, хотя и в большем масштабе, права и обязанности командора Ордена. В лазарете он обедал только в случае болезни или ранения. Как и остальные братья, он ничего не имел в частной собственности и не мог распоряжаться имуществом Ордена без одобрения капитула. Однако благодаря своему высокому положению и возложенным на него обязанностям он мог иметь в собственном владении сундук, запираемый на ключ, где хранил свои «сокровища». Он мог также делать кое-какие подарки и предоставлять ограниченные займы — «ради выгоды для Ордена», разумеется, с учетом мнения своего совета. Он мог сделать подарок не дороже 100 беза-нов[1] — золотой или серебряный кубок, платье, отделанное беличьим мехом, лошадь, оружие (но только не меч, не боевой кинжал и даже не наконечник копья). Если же кто-либо из друзей Ордена преподносил магистру ответный подарок, то он должен был передать его казначею. Что же касается ссуды, которую он мог предоставить, то она не должна была превышать тысячу безанов. Если он отправлялся в Триполи или Антиохию, то казначей выдавал ему самое большее 3 тысячи безанов, часть из которых он должен был раздать наиболее бедным командорствам, а остаток вернуть в казну по окончании своего путешествия. После его смерти все, чем он владел, переходило в собственность Ордена. «Иерархические статуты» превосходно резюмируют и определяют в нескольких словах его положение: «Все братья Ордена тамплиеров обязаны подчиняться магистру, а магистр обязан подчиняться своей братии».

Сенешаль был заместителем магистра. В этом качестве он имел персональную свиту, состоявшую из одного рыцаря, двух оруженосцев, одного брата-служителя, дьякона, туркопола и переводчика с арабского. Как и магистр, он имел четырех коней, круглый шатер и печать Ордена. В отсутствие магистра он брал на себя обязанности по контролю за командор-ствами. Он имел право подарить другу Ордена породистого коня, мула, боевое седло, серебряный кубок, платье, подбитое беличьим мехом или из алой материи, но всегда ради выгоды Ордена и с одобрения капитула. В походе перед ним несли знамя тамплиеров, и этой чести удостаивался кроме него только магистр.

Маршал Ордена тамплиеров был главнокомандующим. Он отвечал за вооружение и доспехи, за осадные машины, боеприпасы и конную сбрую. Именно его обязанностью была мобилизация сил Ордена, распределение их на отряды (эскадроны), отдача тактических распоряжений. Он же с одобрения магистра покупал лошадей и мулов. В случае отсутствия магистра и сенешаля он командовал сражением. Когда на судах Ордена с Запада прибывали новые партии лошадей, маршал их осматривал, отбирал и распределял. Он направлял братьев по командорст-вам. Высокое положение позволяло ему иметь в своем подчинении двоих оруженосцев, брата-служителя и туркопола. Его шатер, как у магистра и сенешаля, имел круглую форму, но был меньшего размера. Он не держал печати и мог, да и то не слишком часто, делать лишь мелкие подарки друзьям Ордена: подержанное седло, легкие доспехи и тому подобное.

В качестве его помощников служили туркоплье, подмаршал и гонфалоньер.

Туркоплье играл далеко не последнюю роль. Он командовал братьями-служителями в военное время и туркополами (вспомогательные отряды из местных жителей) в военное и мирное время. Ему полагались четыре лошади и даже туркоман. Посланный на разведку с эскортом рыцарей, он брал на себя ответственность только за выполнение самой миссии и действовал в соответствии с приказом. В присутствии маршала он мог лишь строить своих туркополов и братьев-служителей и передавать им приказы. Он не имел права наступать, атаковать или преследовать врага по собственной инициативе.

Подмаршал был начальником братьев-мастеровых и отвечал за кузнечное дело и исправность конской сбруи. Именно он распределял и велел ремонтировать седла, уздечки, стремена, а также копья, шпаги, турецкое оружие, арбалеты и железные шлемы. Он пристально контролировал работу мастерских. Он же распределял оруженосцев, хотя те и находились главным образом в ведении гонфалоньера.

Гонфалоньер командовал оруженосцами, которые не принадлежали к Ордену тамплиеров, но служили либо из «милости», либо за плату. Он распределял их по обителям, выдавал плату и поддерживал дисциплину в их рядах. В походах именно он выстраивал их в отряды. На марше он шествовал впереди знамени тамплиеров, которое несли оруженосцы. На войне один из туркополов нес черно-белый штандарт с красным крестом. Гонфалоньер носил также флажок цветов Ордена, обмотав его вокруг своего копья и разворачивая во время атаки.

Мы видим, что три последних должностных лица, несмотря на важность своего положения, не могли заменять маршала, если он отсутствовал, был ранен или же убит. Каждый из них имел свою сферу деятельности и выполнял свои обязанности. Набирались они из числа братьев-служителей.

Командор Иерусалимского королевства был очень важной персоной. Он располагал четырьмя лошадьми и одним парадным конем. В его распоряжении находились два оруженосца, брат-служитель, туркопол, дьякон-писец, переводчик и два мальчика на побегушках. Его сопровождал кастелян монастыря. Командор королевства был верховным казначеем Ордена и имел право контролировать все владения тамплиеров как на Востоке, так и на Западе, а также их доходы. В его кассу стекалась чистая прибыль, и именно он осуществлял все платежи, но по распоряжению магистра и капитула. Его обязанностью было давать по требованию отчет о состоянии кассы. Однако составитель Устава об этом выразился лучше, чем я: «Если магистр или кто-либо из членов совета Дома захочет услышать отчет, он должен перед ними отчитаться». Он принимал и учитывал также подарки деньгами и натурой и собирал средства для выкупа пленных и рабов. Он осуществлял особый надзор за командорствами и имениями Иерусалимского королевства, само собой разумеется, от имени магистра и с его согласия. В его ведении находились порт Акры и приписанные к нему корабли тамплиеров. Командор порта (важная особа, хотя и состоявшая в ранге брата-служителя) находился в его подчинении. Всё, что привозили корабли тамплиеров, заходившие в Акру, должно было предъявляться казначею. Он руководил также распределением братьев по замкам и мог сказать маршалу: «Этого следует отправить в тот дом, а того — в другой ». В мирное время маршал подчинялся ему. Во время войны ему доставляли всю военную добычу, за исключением боевых коней, туркоманов, оружия и доспехов, которые поступали в ведение маршала.

Кастелян, работавший под непосредственным руководством казначея, также был важной особой и располагал четырьмя лошадьми, двумя оруженосцами и человеком для поручений. В его подчинении находились портные. Именно он отвечал за надлежащий внешний вид тамплиеров. Он одевал их и выдавал им постельные принадлежности, кроме шерстяных одеял, которые находились в ведении командора. Когда с Запада прибывали ткани, он присутствовал при «развязывании кип», иначе говоря, тщательно контролировал состояние и качество товара. Он следил также за тем, чтобы братья носили коротко стриженные волосы и не надевали одежд, не предусмотренных Уставом. При вступлении в Орден братья отдавали кастеляну свою мирскую одежду.

Командор Иерусалима, столицы королевства, являлся одним из главных должностных лиц Ордена, поскольку в этом городе находилась главная резиденция. Его традиционной обязанностью было обеспечение защиты паломников, направлявшихся к Иордану, чтобы помыться и постирать свою одежду. Когда вывозили Святой Крест в поход или на войну, командор Иерусалима с десятью лучшими рыцарями должен был охранять его днем и ночью. Его удостаивали чести иметь круглую палатку и знамя тамплиеров, за неимением флага цветов Ордена. Под его началом, помимо братии Иерусалимской обители, находились рыцари-миряне этого города.

Автор Устава посвятил несколько статей командорам Триполи и Антиохии. Их обязанности были такими же, как и у командоров западных провинций. Ввиду удаленности от Иерусалимского королевства и проистекавшей из этого ответственности они пользовались известной автономией. На своей территории они располагали делегированными им полномочиями магистра, которые в его присутствии прекращались. Что касается командора рыцарей, то его функции определены достаточно плохо. Видимо, он просто исполнял приказы маршала и командора Земли. Его полномочия были ограничены, хотя он и мог в отсутствие вышестоящих начальников проводить собрания капитула и давать некоторые разрешения.

Такова была административная и военная структура Ордена тамплиеров в Святой Земле. Следует отметить, что должностные лица, направлявшиеся на Запад (магистры провинций и досмотрщики), назначались капитулом Востока и должны были исполнять распоряжения Верховного магистра и отчасти казначея

0

9

так жалко.Тамплиеров погубила чужая жадность и зависть. как всегда

0

10

sunshine написал(а):

так жалко.Тамплиеров погубила чужая жадность и зависть. как всегда

ну знаете - не только.

В последние годы тамплиеры стали горды и высокмерны, половина монархов Европы задолжала им денег, у них хранились под залогом королевские регалии Франции и Англии, а их сверхзасекреченность породила множество слухов.
А как же плевки на крест и отречение от Христа - обязательное условие при  приеме?
Да и с потерей Иерусалимского королевства они  утратили свою основную миссию.
Но самое странное и загадочное в этом Ордене - то как быстро они разбогатели и поднялись... об этом есть теории и некоторые из них очень даже достойные.
Когда будет время я напишу все что я думаю по поводу падения Ордена. Но безусловно, храмовники знали что-то большее об Иисусе Христе, че остальные христиане.

0

11

armanica написал(а):

Но безусловно, храмовники знали что-то большее об Иисусе Христе, че остальные христиане.

да уж. мне кажется эти все их документы лежат себе спокойно где-нибудь в Ватикане. запечатанные. и когда-нибудь в скором времени, лет скажем, через сто их обнародуют

0

12

sunshine написал(а):

да уж. мне кажется эти все их документы лежат себе спокойно где-нибудь в Ватикане. запечатанные. и когда-нибудь в скором времени, лет скажем, через сто их обнародуют

в том то и дело что нет. Нет там ничего. Наполеон интересовался делом тамплиеров и когда Ватикан был его, он прихватил архивы по этому делу. Но ничего нового в них не нашел.

0

13

armanica написал(а):

в том то и дело что нет. Нет там ничего. Наполеон интересовался делом тамплиеров и когда Ватикан был его, он прихватил архивы по этому делу. Но ничего нового в них не нашел.

может ватикан их после наполеона нашел?

0

14

sunshine написал(а):

может ватикан их после наполеона нашел?

как это понимать? если бы там что-то было, то лежало бы с 1314 года. А если Инквизиция ничего не нашла тогда, то возможно все уничтожили сами тамплиеры... но в Ватикане точно есть полное дело тамплиеров - в том числе и допросы

0


Вы здесь » Серьезный форум для серьезных людей » История » Орден Тамплиеров